Whatitdo Archive Group
«The Black Stone Affair»
(Record Kicks, 2021)

Рейтинг: 2.5 из 5.

Появление этого альбома напоминает остросюжетный триллер со счастливым концом. Завязка: время — 2021 год, место действия — Милан. Лейбл Record Kicks с шумом издает саундтрек к потерянному итальянскому киношедевру «The Black Stone Affair» — дебютной работе режиссера Стефано Парадизи, которому когда-то прочили славу Серджо Леоне и Микеланджело Антониони. Премьера фильма должна была состояться в 1974 году на Каннском фестивале, но единственная копия пленки мистическим образом погибла в пожаре за день до показа. Трагическая судьба постигла и режиссера: он погиб год спустя, так и не получив заслуженного признания. Тело Парадизи нашли в Остии, пригороде Рима; убийцы, которых так и не поймали, несколько раз переехали режиссера его же собственной машиной. Саундтрек к единственному фильму итальянца долгое время считался утраченным, пока его чудом не обнаружили в одном из публичных домов Лас-Вегаса во время прошлогоднего локдауна. Для загадочного коллектива Whatitdo Archive Group музыка к «Истории с черным камнем» тоже стала первым и последним реализованным проектом. Теперь эта запись доступна широкому кругу любителей музыки.

«The Black Stone Affair» — остроумный по форме и не бессмысленный по содержанию музыкальный фейк. Посвящен он большому пласту в итальянской кинематографической и «библиотечной» музыке, которая в последние годы обретает новую аудиторию благодаря многочисленным переизданиям шедевров полувековой давности — работ Алессандро Алессандрони, Джулиано Соргини, Эннио Морриконе и других. Помимо классических мелодий, известных всем и каждому по спагетти-вестернам и итало-французским детективам, тогда массово выпускались еще и приджазованные композиции для эстрады и радио. Сочинение бесчисленных «ша-ба-да-ба-да-ба-да» и «ду-би-ду-би-ду-би-ду» было поставлено на поток. На выходе получалась разная музыка: поп-баллады, джаз, фанк, афро-латинские ритмы, босса-нова, диско, протохаус и прочая аналоговая электроника. Двадцать лет назад нас уже накрывало волной итальянского «лаунжа»; тогда сентиментальную стезю протаптывали лейблы вроде Irma Records, Easy Tempo и Schema. Теперь музыканты всё чаще обращаются к более странным темам — всяческому нуару и мрачной стороне кинематографической музыки. Лейбл Record Kicks, съевший стаю собак на уличном фанке и корневом соуле, выпускает «The Black Stone Affair» более чем своевременно.

Понять, что история за этим релизом — чистое надувательство, нетрудно. Можно ставить под вопрос этичность выпуска подобных записей и допустимость легкого оболванивания неискушенных слушателей. Оправданием проекта служит то, что придуман он с большой долей самоиронии, а реализован вполне профессионально и талантливо. Конечно, это не первый случай распространения в музыке пиар-мистификаций; почему-то среди любителей раритетной старины их появляется особенно много. Достаточно вспомнить сборники «советского фанка» от лейбла Secret Stash, якобы подпольно записанные в 70-х в Абакане (с фееричными названиями треков вроде «Выродок», «Снохачество» и «Черносотенец»). Или историю с загадочным американским битмейкером Клатчи Хопкинсом, винтажную музыку которого приписывали DJ Shadow, Мэдлибу или Cut Chemist. Но даже самая изобретательная ложь, конечно, не спасет плохую музыку.

«The Black Stone Affair» спасать не требуется. Музыка на альбоме в целом симпатична — она довольно просто устроена и местами комична, но имеет полное право на существование. Что-то похожее сочиняет плодовитый итальянский коллектив Calibro 35, также издающийся на Record Kicks. Рискну предположить, что Whatitdo Archive Group — его побочный проект. Звучит здесь сплетение семидесятнического психоделического фанка и джаз-фьюжна в духе классических блэксплотейшн-саундтреков — с заметным влиянием упомянутых выше итальянских кинокомпозиторов. Но откровений не случается. Если переносить на музыку кинематографические жанровые категории, альбом попадет куда-то между фильмами категории «B» и софт-порно. Это музыка ни о чем: она не раздражает, но и не запоминается. Поэтому и анализировать ее трудно — не за что зацепиться.

Некоторые композиции тем не менее чуть выделяются на общем фоне. Заглавная тема, к примеру, — качественная попытка переосмыслить наследие Морриконе в фанковом ключе. В «Ethiopian Airlines» группа представляет свой вариант эфио-джаза, который, надо признать, звучит вполне убедительно. За ней следует «Italian Love Triangle» — глуповатая, но милая босса-нова в духе альбома «Sacreblue» Dimitri From Paris или серии «Raccolta» итальянцев Montefiori Cocktail. «Last Train To Budapest» — тревожная фьюжн-романтика с приветом братьям Мизелл, а «The Return of Beaumont Jenkins» — драматичный фанковый постскриптум с фирменным свистом в стиле Алессандро Алессандрони. Но в целом ощущение пустоты после «просмотра» не покидает. Фильм закончился, титры, занавес. Вряд ли вы вспомните сюжет уже на следующий день. 


Слушать на Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии