XT «Deorlaf X» (Otoroku, 2021) | Джазист | Рецензии

XT
«Deorlaf X»
(Otoroku, 2021)

Рейтинг: 5 из 5.

Под неброской вывеской XT скрывается дуэт саксофониста Сеймура Райта и перкуссиониста Пола Эбботта, которые занимаются также обработкой звука и электроникой. Их работа «Deorlaf X» издана на лейбле знаменитого лондонского Cafe OTO, пристанища экспериментальных музыкантов всех мастей – от классиков фри-джаза до суровых харш-нойзеров. Райт — один из постоянных резидентов, представляющих там раз за разом и то, что помещается в раздел свободной импровизации классического образца, и радикальные, сложные работы. Проект XT относится ко второй категории, и «Deorlaf X» — третий альбом дуэта.

Начиная с полевых записей и глитча, а потом обрушивая на слушателя многослойный фри-джаз, Сеймур и Пол ясно дают понять, что легко не будет и к этим звукам нужно быть готовым. Сперва коллажная структура их музыки может оставить впечатление балагурства и суеты, но это обман: тут совсем нет неряшливости, а каждый переход тщательно продуман — о смене фактуры всякий раз сигнализирует дисторшн-звучание саксофона разной длительности. Поначалу на этот простой способ перехода не обращаешь внимания из-за насыщенной музыки, но после нескольких прослушиваний всё встает на свои места, и задумка Сеймура и Пола по соединению разнородных элементов начинает раскрываться. Обязательно найдутся связи между такими полярными жанрами, как футворк и акустический редукционизм, фри-джаз и электроакустика. Некоторые фрагменты длятся дольше, они размеренны и убаюкивают внимание, но вместе с тем готовят к следующей порции сокрушительного фри, тотального редукционизма или кривых паттернов современной ритмичной электроники. Надо заметить, что такое сочетание идей из разных областей экспериментальной музыки не встречается больше ни у кого.

Если вспомнить предыдущие релизы XT, то они были более акустическими, в них было больше живой игры, медленного «проговаривания» идей, ситуаций «здесь и сейчас» — как и положено в импровизационной музыке. Из-за этого они растягивались во времени и испытывали слушателя, помимо прочего, на усидчивость и вовлеченность в прослушивание. На альбоме «Deorlaf X» ситуация изменилась: музыканты используют наработки предыдущих лет для создания многослойной студийной работы, которая укладывается в лаконичный хронометраж виниловой пластинки. Предполагаю, что так было задумано с самого начала, и это удачный ход, который поможет новым слушателям познакомиться с музыкой лондонских экспериментаторов.

Заканчивается пластинка десятью секундами возвышенного электронного пэда и саксофонной фразой, которая неожиданно звучит как нечто смус-джазовое. Показывают ли нам XT задел на следующий альбом?


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии