Yussef Dayes
«Black Classical Music»
(Brownswood, 2023)

«Черная классическая музыка» — так называется монументальный альбом лондонского барабанщика Юсcефа Дэйса, долгожданный лонгплей музыканта. К своему сольному дебюту Дэйс шел давно. Нужно признать, что состоящая из почти двух десятков композиций работа подтверждает его высокий статус — и как выдающегося джазового ударника, и как композитора-продюсера. 

Звезда Дэйса зажглась еще в начале 2010-х годов. В то время он со своими родными братьями Ахмадом и Каримом, а также калифорнийским исполнителем Уэйном Фрэнсисом играл афро-фьюжн в составе группы United Vibrations. А чуть позже на фьючер-джазовую сцену взлетел дуэт Yussef Kamaal, созданный Дэйсом на пару с клавишником и электронщиком Камаалом Уильямсом. К сожалению, дороги двух музыкантов быстро разошлись, но их единственная запись «Black Focus» (2016) по-настоящему прогремела среди любителей клубного джазового звучания. Этот альбом часто включают в главные альбомы прошлого десятилетия и называют его воплощением лучших сторон новой британской джазовой сцены. Пластинка вышла на лейбле диджея BBC Джайлса Питерсона Brownswood и поспособствовала тому, что карьеры участников дуэта взлетели на новую глобальную орбиту. Камаал Уильямс с тех пор записал три лонгплея. А вот Дэйс свой полноценный дебют отложил до осени 2023-го.

Всё это время музыкант тщательно готовился к первому большому сольному выходу на публику. Периодически он напоминал о себе коллаборациями и синглами. Каждая новая работа лишь подогревала интерес как у аудитории, так и у деятелей музыкальной индустрии: например, дуэт с певцом Томом Мишем «What Kinda Music» выпустил у себя джазовый мейджор Blue Note. Участников своей группы Дэйс подобрал еще в 2020-м, когда вышел его фьюжн-сингл «Duality»: в нем на басу играл Рокко Палладино (сын Пино Палладино), на саксофоне — Вена, он же грэмминосный музыкант и продюсер Малик Веннер, за клавишными стоял Чарли Стэйси, а за перкуссией — Александр Бурт. Тем же составом, не считая многочисленных гостей, они записали и «Black Classical Music».

Масштаб замысла и грандиозность исполнения этого альбома поражает с самой первой композиции. Дэйс обходится без интриг и уже на десятой секунде вступления обрушивает на слушателя лавину своих барабанов. На протяжении номера «Black Classical Music» ритм-секция группы предстает во всей красе и мощи, а экспрессивный дуэт саксофона и клавишных исполняет настоящий гимн героям хард-бопа. Дэйс в великолепной форме, он неимоверно быстр и силен — кажется, что вместе с ним барабанами и перкуссией управляет еще несколько человек, одному играть настолько плотно попросту невозможно. Но еще он заразителен в своей бьющей через край энергии. Многочисленные друзья, которые парадной вереницей проходят сквозь запись, явно получают от происходящего не меньшее удовольствие, чем баламут-барабанщик.

И что это за друзья! На наполненной солнцем и заморской романтикой композиции «Raisins Under the Sun» звучит кларнет Шабаки Хатчингса. В нуаровом фанке «Rust» появляется вокал Тома Миша. Удивительна вещь «Pon di Plaza» — чудаковатый гибрид афро-фолка и попа, украшенный раста-речитативом ямайского регги-исполнителя Chronixx. Голоса и вокал Дэйс вообще использует разнообразно. На «Woman’s Touch», например, Джамилла Барри превосходно косплеит Шаде, а речитатив соул-певца Масего на «Marching Band» заставляет вспомнить знаменитый трек «Umi Says» Мос Дефа. Даже «скиты», то есть короткие зарисовки на одну-две минуты, здесь по-настоящему звездные — и неординарные. Так, на «Presidential» появляется двухкратный обладатель «Грэмми», продюсер и клавишник Джахан Свит (автор и соавтор треков для Эминема, Дрейка, Тейлор Свифт и Ланы Дель Рэй); звук начинает напоминать урбан-R&B как у Джеймса Блейка. В пронзительном полутораминутном скетче «Magnolia Symphony» на сцену выходит Chineke Orchestra!, ансамбль классической музыки; кроме струнных, в нем не звучит ни один инструмент, и это момент особой красоты.

Но главный бриллиант Юсcеф и команда приберегают на финал альбома. Речь про эпическую композицию «Tioga Pass» с запоминающимся басовым соло Рокко Палладино и изящной струнной секцией, за аранжировки которой отвечала виолончелистка Изабель Данн (или Иззи Данн, работавшая с Каиди Тэйтамом, Bugz In The Attic и 4Hero).

Критики уже вовсю записывают «Black Classical Music» в альбомы года, и понятно почему. К этой работе хочется возвращаться. В ней много неочевидных решений, несовместимых, казалось бы, компонентов, которые тем не менее складываются в одно очень впечатляющее целое. Тут и неистовые синкретические спиричуэлы, пропитанные ароматами дальних стран, религий и народов, и виртуозная и немного чопорная джазовая классика в духе «Down in the Village» Табби Хэйса, и отголоски современной околоджазовой сцены, стирающей любые жанровые границы. Этот «джаз-не-джаз» напоминает музыкальный суп гамбо — кипящую креольскую жижу, приготовленную на кухне нью-орлеанского борделя, приправленную и наполненную всем, что оказалось под рукой у нетрезвого повара. Сравнение с гамбо, кстати, — креатив самого Дэйса. С помощью этой метафоры он еще раз подчеркивает, что ищет вдохновение не где-нибудь, а в корнях и истоках джаза, и свое творчество стремится поместить у подножия пантеона великих Классических Черных Музыкантов. Попытка засчитана, пусть она и мало походит на творчество одного из этих самых джазовых классиков, который тоже сравнивал свою работу с крепким варевом.



Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии