Ada Rovatti «The Hidden World of Piloo» (Piloo, 2024) | Джазист |

Ada Rovatti
«The Hidden World of Piloo»
(Piloo, 2024)

Альбом Ады Роватти «The Hidden World of Piloo» вызвал у меня сложную гамму эмоций. Почему? Об этом чуть позже, а начать лучше с фактической стороны вопроса. Итак, Ада Роватти, саксофонистка и композитор (сама она считает себя в первую очередь именно композитором). Итальянка, родилась в небольшом городке Мортара недалеко от Милана. Жена знаменитого американского трубача Рэнди Брекера, живет в США. Участвовала в ряде проектов Рэнди, в том числе в серии концертов в клубе Blue Note и последующем европейском туре The Brecker Brothers Reunion Band в 2013 году, где ей выпала психологически сложная задача играть на позиции умершего в 2007 году Майкла Брекера. Рэнди тоже часто (но не всегда) участвует в проектах Ады Роватти. Ее персональная дискография насчитывает шесть альбомов, «The Hidden World of Piloo» — седьмой по счету.

Пилу — проказливый котенок из любимой детской книжки Ады. Ее отец (умер в 2021 году) называл так свою дочку до последних дней жизни. Piloo Records — совместный лейбл Рэнди и Ады. Для нового альбома Роватти сочинила всю музыку, это ее первый вокально-инструментальный альбом, слова всех четырех вокальных треков Ада также написала сама. Для записи песен пригласили, соответственно, четверых вокалистов: американку Ники Харрис, Фэй Клаасен из Нидерландов, немку Альму Найду и одного из величайших современных джазовых певцов Курта Эллинга. В работе над альбомом участвовали Рэнди Брекер (как трубач и сопродюсер вместе с Адой), отличный пианист и органист Саймон Ослендер, бразильский перкуссионист Кафе Да Силва, участник предыдущих записей Ады, и другие классные музыканты, включая целую группу струнных во главе с талантливейшей японо-американской скрипачкой Мег Окурой.

Вот теперь автор этих строк попытается объяснить свой эмоциональный раздрай. Дело в том, что мне очень симпатична эта музыкальная пара — Ада Роватти и Рэнди Брекер. Они познакомились в 1996 году. Ада, отучившись в Бёркли, вернулась в Италию и работала в биг-бэнде родного города. Рэнди должен был играть с этим составом. Аду попросили сгонять в Лугано, где выступал в тот момент Брекер, чтобы познакомить его с программой будущего концерта. Это Швейцария, но от Милана всего полтора часа на поезде (когда-то проверил лично). По словам Ады, встреча с Рэнди стала для нее любовью с первого взгляда. Чувства оказались взаимными, но пара проверяла их целых пять лет: смущала значительная разница в возрасте. Тем не менее они стали мужем и женой в 2001 году. Творческая семья оказалась на диво крепкой: дело идет уже к серебряной свадьбе, растет прекрасная дочка Стелла. В 2019 году семья в полном составе, включая Стеллу, записала альбом «Brecker Plays Rovatti: Sacred Bond» — настоящий гимн семейному счастью и очень достойная работа в чисто джазовом плане.

А следующей работой стал как раз «The Hidden World of Piloo». И вот он-то меня сильно разочаровал, несмотря на обилие громких имен и вполне качественное исполнение со стороны инструменталистов и вокалистов. Само по себе заметное влияние ритм-энд-блюза в музыке альбома отторжения не вызывает, обилие грува — тоже, но вместе музыка «The Hidden World of Piloo» показалась мне как раз тем эпигонским повтором лучших образцов фьюжна 70-х и 80-х годов, включая The Brecker Brothers, из-за которого часть музыки фьюжн превратилась в смус-джаз — музыку легкую и приятную во всех отношениях, но без души… Впрочем, это лишь мое видение. Знаю, у такой оджазованной легкой музыки есть немало поклонников, у нее есть свои чарты, свои кумиры, но лично мне жаль, что этот проект Ады выглядит именно так.

В то же время нельзя не согласиться с ее трезвым и нелицеприятным взглядом на ситуацию с музыкой в США сегодня: «Я считаю, что европейская публика, особенно в Восточной Европе, всё еще ощущает свободу джазового самовыражения как музыку освобождения. Здесь, в США, джаз игнорируется или прозябает в узких рамках, не вызывая особого уважения. Меня также беспокоит то, как внешность артиста и его финансовый успех ставятся здесь на пьедестал, в результате чего молодые поколения воспитываются на неправильных ценностях. Образование, уважение и доброта, похоже, утеряны и вышли из моды. Это меня беспокоит». Может быть, новой работой Ада стремится нащупать путь к сердцам молодых? Судите сами, уважаемые читатели этого текста и потенциальные слушатели «The Hidden World of Piloo».


Слушать на YouTube | YouTube Music

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии