Chester Thompson
«Wake-Up Call»
(ProgRock.com’s Essentials, 2024)

Внимательный читатель сразу задаст вопрос: а что, простите, делает альбом, выпущенный лейблом с таким названием (ProgRock.com’s Essentials), на сайте «Джазист»? Неужели любимый сайт решил перепрофилироваться? Неужели теперь он пишет о  прог-роке — музыке с неоакадемическими соло на синтезаторах, семичастными пафосными песнями и текстами про гоблинов?

Нет, конечно. Гоблины на «Джазисте» действительно теперь присутствуют, но в ином амплуа и другом виде. И да, барабанщик Честер Томпсон (не путать с одноименным клавишником и органистом, игравшим в Tower of Power) больше всего известен работой в концертных составах Genesis и Фила Коллинза. С британскими легендами прогрессивного рока и лично с их суперзвездой-вокалистом барабанщик играл с 1977 по 1992 годы (и потом еще раз вернулся за установку в 2007 году ради большого реюнион-тура). На студийных альбомах, понятное дело, барабанами управлял сам Коллинз, но Томпсон добавлял живой музыке мощи. Насколько виртуозно и убедительно это ему удавалось, можно судить, послушав «Seconds Out» — знаменитый концертный альбом Genesis конца 70-х.

Одним сотрудничеством с Genesis карьера Томпсона, конечно, не ограничивалась. Музыкант всегда был близок к джазу. Он успел поиграть в Weather Report, с которыми записал альбом «Black Market», и числился барабанщиком в околофьюжновой группе Фрэнка Заппы в середине 70-х — как раз тогда, когда там, например, клавишником работал Джордж Дюк. На альбоме Дэйва Либмана «On the Corner Live!», трибьюте музыке Майлза Дэвиса его «электрического» периода, барабаны Томпсона тоже звучат.

Сольная карьера Томпсона при этом до недавнего времени не задавалась. В 1991 году он выпустил пусть и не самый великий, но точно недооцененный и в целом незаслуженно забытый альбом игривого джаза «A Joyful Noise», к которому мы еще вернемся. Несколько десятилетий эта пластинка так и оставалась единственным документальным подтверждением возможностей Томпсона как композитора и бэндлидера.

Снова как лидер Томпсон начал проявлять себя лишь десять лет назад, выпустив два альбома своего нового трио, игравшего традиционный джаз в конфигурации фортепиано — бас — барабаны. Перед пандемией, в 2019-м, Томпсон вышел за рамки трио и издал диск «Steppin’», на котором вновь сыграл со своим бывшим коллегой по Weather Report Альфонсо Джонсоном. На новом диске «Wake-Up Call» Томпсон воссоединяется с клавишницей Митико Хилл и ее мужем, бас-гитаристом Робертом «Пиви» Хиллом, с которыми он когда-то записал «A Joyful Noise». Трем ветеранам помогают приглашенные музыканты помоложе: так, на некоторых треках альбома звучит гитара Экила Томпсона, сына барабанщика.

«Wake-Up Call» — это, как и «A Joyful Noise», типичная музыка хорошего настроения. Музыка, способная вызвать прилив позитивных эмоций. Как звучит этот альбом, понятно сразу — с первого одноименного трека. Томпсон задает быстрый темп, стучит энергично, но вместе с тем настолько вкрадчиво, что его виртуозность не сразу замечаешь. Пиви Хилл, чья бас-гитара выведена чуть ли не на первый план в миксе альбома, выдает потрясающее соло. Общий грув окрашен причудливой мелодической линией синтезаторов Митико Хилл. Хочется в худшем случае просто улыбаться, в лучшем — вскочить с кресла, сесть на велосипед и рвануть куда-нибудь, не забыв наушники.

И хотя ритм-секция Томпсона и Пиви Хилла — это сердце музыки на «Wake-Up Call», ее душа — это скорее Митико Хилл. Благодаря ее удивительному мелодическому чутью буквально каждый трек альбома звучит по-разному. Где-то Митико отстраняется от первой роли, подчеркивая фанковость звучания ансамбля («Smack ‘Em»), где-то работает как баланс, своими клавишными не давая музыке сорваться в просто приятную грувовую жвачку («Hide and Seek»). Некоторые треки, как феноменальная пьеса «Sunrise», — это вообще бенефисы Митико, аккомпанемент и соло которой иногда превращают звучание в нечто близкое одновременно к Genesis 70-х и к пластинкам Уэйна Шортера конца 80-х.

«Wake-Up Call» — малобюджетный диск, записанный явно на дому и не то чтобы выделяющийся звуком. Поэтому не сразу можно понять, насколько это интересная, неодномерная, хорошо продуманная и искусно сыгранная музыка. Это, пожалуй, единственный большой минус альбома. Да и то — с натяжкой: «домашнее» звучание прибавляет «Wake-Up Call» очарования. Хотя на этот счет многие всё равно поспорят. В остальном же альбом можно посоветовать всем, кто соскучился по изобретательному и нескучному фанку.



Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии