Masayoshi Takanaka «The Rainbow Goblins» (Kitty Records, 1981) | Джазист | Рецензии

Masayoshi Takanaka
«The Rainbow Goblins»
(Kitty Records, 1981)

«Джазист» продолжает рассказывать о джазовых записях прошлых лет. Мы хотим не только следить за новинками, но и возвращаться к любимым альбомам или находить недооцененные шедевры. Знаете, о какой пластинке нам надо написать в первую очередь? Расскажите в комментариях!

Радужные гоблины — придумка итальянского детского писателя Уля де Рико, он же граф Ульдерико Гропплеро ди Троппенбург. Гоблины ищут радугу и, поймав ее в лассо, крадут ее цвета, которыми питаются. Гоблинам противостоит Луна и все ее друзья в лесу и долине. 

Именно этот нехитрый сюжет рассказывает аж на двух виниловых пластинках альбом «The Rainbow Goblins» японского гитариста Масаёси Таканаки, вышедший в 1981 году. Всё серьезно: часть треков предваряется двадцатисекундными отрезками пафосной оркестровой музыки, под которые бодрый англоговорящий мужчина сообщает слушателю о сюжетных перипетиях. Иногда он говорит без всякой музыки. Чтобы еще больше смутить любителей «настоящего» джаза, требуется сообщить, что Таканака — это на самом деле почти что поп-гитарист. Он делал легкий джаз с крайне доступными мелодиями, где всё сыграно почти без импровизаций, всё рассчитано и продумано заранее.

Тем не менее «The Rainbow Goblins» — абсолютный шедевр. Пир красоты, выдумки, эмоциональности музыки, триумф стиля, кладезь убедительной простоты. И не в последнюю очередь — путешествие в детство.

Но чтобы понять альбом до конца, нужно представить Масаёси Таканаку. Урожденный Масёси Лиу, этот японо-китайский музыкант начал играть в профессиональных группах еще подростком, а записываться стал в 18 лет. В числе пластинок, в создании которых поучаствовал юный Таканака, обнаруживаются гремучий прог-рок, искусный фолк-рок, изящная песенная музыка — в общем, гитарист получил довольно разнообразное эстрадное образование. Высшим достижением его ранней карьеры можно считать участие в составе Sadistic Mika Band — титанов японского глэм-рока, исполнявших монументально бодрую музыку, ведомую вокалом Мики Като. В качестве демонстрации силы Таканаки достаточно послушать десятиминутный опус Sadistic Mika Band «Black Ship (Time Machine)», заканчивающийся двухчастным и совершенно блестящим гитарным соло. Понятно, что юноша был совсем не промах.

Но подобная музыка — это совсем не то, чем Таканака прославился сольно. Уже по дебютному альбому «Seychelles», вышедшему в 1976 году, становятся ясен основной вектор собственного творчества музыканта: это легкий, отрепетированный, сыгранный фактически без импровизаций, но при этом очень фанковый и мощный джаз, замешанный на американском фьюжне, окинавской народной музыке, самбе и простых, в хорошем смысле попсовых мелодиях. 

Подход Масаёси оказался чрезвычайно популярен (сразу после «Seychelles» он принялся штамповать одну пластинку за другой, причем каждая вызывала новую волну восторгов в японской прессе) и очень действенен. Практически не меняя настроек общей фактуры музыки, Таканака умудрялся стандартно выдавать 10–20 феноменальных треков в год. Причина — именно то самое мелодическое чутье: музыкант всегда умел писать красивые и запоминающиеся мелодии и виртуозно мог заставить свою гитару словно пропевать их нота за нотой.

В конечном счете, уже в 80-х Таканака стал одним из самых уважаемых японских гитаристов и уж точно самым уважаемым эстрадным гитаристом. Он подписался на EMI, в обойме которого оставался вплоть до 2000 года. Он записал совместный альбом не с кем-нибудь, а с Литтл Ричардом — величайшим эксцентриком раннего рок-н-ролла, придумавшим и одновременно сломавшим все правила, по которым этот жанр жил в дальнейшем. Работы Таканаки до сих пор регулярно перевыпускаются и переиздаются на виниле.

Но это в Японии. В западных странах феномен Таканаки — абсолютно другая история. Гитарист стал широко известен за рубежом только на рубеже 2010-х и 2020-х годов. Например, согласно Google Trends, имя Таканаки стали гораздо чаще искать в США начиная с конца 2020 года, причем как и в основном поисковике Google, так и на YouTube. Такой рост популярности трудно объяснить однозначно. Многие утверждают, что альбомы Таканаки подсовывают слушателям алгоритмы YouTube и Spotify, однако это не так: на YouTube у него серьезное, но всё-таки довольно скромное количество прослушиваний (у самого хитового — сборника лучших вещей «All of Me» — всего 500 тысяч с небольшим), а большинство альбомов гитариста на популярных стриминговых сервисах вообще не были доступны до 2022 года.

Автор этого текста предполагает, что настоящий источник популярности Таканаки — сайт Rate Your Music, убежище западной молодежи, любящей оценивать и хайпить различную музыку. Именно оттуда многие музыкальные тренды расходятся в Tumblr, Reddit, X (бывший Twitter) и другие социальные сети. И именно там наблюдается самый ранний зафиксированный рост популярности Таканаки в англоязычном пространстве. Скажем, у страницы его альбома «An Insatiable High» на Rate Your Music, заведенной в 2015 году, мы обнаруживаем 155 страниц рейтингов. При этом количество оценок, данных пластинке с 2019 года, занимает аж 148 из них. Налицо лавинообразный интерес пользователей сайта к музыке Таканаки. Может быть, поэтому у Пэта Метини на Spotify всего 610 тысяч слушателей в месяц, а у Таканаки — аж на сто тысяч больше?

Понятно, что бывалые любители джаза могут от такой информации вообще кривить носом: ну какое, скажите, нам дело до какого-то японца, который играл выглаженный джаз и которого любят американские зумеры? Но дайте Таканаке шанс, и, если ваш слух настроен на мелодизм и инструментальное мастерство, он завоюет ваше сердце.

«The Rainbow Goblins» — это, может быть, и не самая лучшая работа Таканаки, но, пожалуй, концептуально наиболее цельная и лучше всего демонстрирующая широту его мастерства. Общий стиль Таканаки как композитора — немного аляповатый, мечтательный, даже в чем-то детский — прекрасно подходит идее альбома, переложению на музыку сюжета книги для самых маленьких. Его группа, в особенности бас-гитарист и абсолютный мастер слэпа Акихиро Танака, играет прекрасно, жирно, четко до долей секунд. Про мелодизм и чуткость Таканаки к тому, как вести своей гитарой хитрые мелодии, уже сказано выше. К тому же на альбоме присутствуют как минимум два маленьких шедевра, которые стоит занести во все возможные учебники смус-джаза, — «The Moon Rose», прекрасно демонстрирующая стилистическое разнообразие Таканаки как гитариста, и «Rainbow Paradise» с максимально продуманной формой, поразительным грувом и одной из лучших мелодий Таканаки вообще. Они уж точно берут за душу, причем практически силком. Хочешь не хочешь, скептически ты относишься к такой музыке или нет, но Таканака заставит тебя как минимум притаптывать ножкой. Как максимум — полностью погрузиться в детство, где злые гоблины и вправду идут пожирать радугу.


Слушать на YouTube | YouTube Music | Яндекс.Музыка | Spotify

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии