Fred Hersch
«Breath by Breath»
(Palmetto, 2022)

Не могу удержаться от эффектной характеристики американского пианиста и композитора Фреда Хёрша, данной ему джазовым пианистом более молодого поколения Джейсоном Мораном и попавшей даже в «Википедию»: «Фред за фортепиано — это словно Леброн Джеймс на баскетбольной площадке. Он — само совершенство». За свою более чем сорокалетнюю карьеру в джазе Фред Хёрш (род. 1955) снискал немало лестных отзывов и получил немало престижных наград. За романтичность и лиризм игры Хёрша часто сравнивали с Биллом Эвансом. Сам он, не отрицая любви к Эвансу, говорил о влиянии Ахмада Джамала и Телониуса Монка. Но последние лет двадцать его постепенно перестали сравнивать с кем-то, а начали вычислять уже его влияние на других пианистов. Так или иначе, Хёрш — один из самых авторитетных современных мастеров джаза и как исполнитель, и как композитор.

Новым альбомом «Breath by Breath» Хёрш вторгается в новую для своей практики сферу, которая, однако, привлекала его с детских лет. Как пишет он сам в аннотации к альбому, еще мальчиком в Цинцинатти он учился игре на фортепиано у пианистки, чей муж играл на виолончели в известном струнном квартете LaSalle Quartet, а потому часто с интересом следил, как супруги обсуждали тонкости квартетных партитур. И вот в конце августа 2021 года в Нью-Йорке Хёрш соединил в студии свой любимый джазовый формат фортепианного трио (с Дрю Грессом, испытанным тридцатилетней практикой сотрудничества, на басу и натурализованным в Штатах немецким ударником Йохеном Рюкертом) со струнным квартетом Crosby Street String Quartet.

Этому академически-джазовому составу Хёрш доверил исполнение своего большого сочинения в восьми частях, названного «The Sati Suite». Фред Хёрш давно увлекается практикой медитаций, и «сати» в данном случае — буддийский термин, обозначающий медитацию с погружением в воспоминания. Некоторые названия частей сюиты прямо апеллируют к технике медитации («Begin Again», «Breath by Breath», «Rising, Falling»), а, скажем, «Mara» восходит к буддийской мифологии (Мара — злой демон, искушавший Будду земными благами). Но на альбоме «Breath by Breath» не восемь, а девять треков, и финальная пьеса под названием «Pastorale» и с подзаголовком «Посвящение Роберту Шуману» дополнительно подчеркивает «академический» крен этого проекта.

Но джаз-то при этом никуда не делся! Достаточно оценить филигранную технику самого Хёрша, послушать басовые партии Гресса в «Breath by Breath» и «Monkey Mind», отдать должное ритмическому богатству игры Рюкерта. А в пьесе «Mara», сюжетно отличающейся от других композиций, Фреду понадобилась дополнительная перкуссия, и приглашенный бразилец Рожериу Буккату, бесспорно, украсил этот трек. Струнный квартет Хёрш использует преимущественно как еще один инструмент, пусть и состоящий из нескольких голосов, и именно в джазовом контексте рассматривает его взаимодействие и со своим фортепиано, и с инструментами других участников трио. Прямая математика тут не действует, и формула «джазовое трио плюс академический квартет» дает в результате специфический «джазовый квартет»! Струнный квартет, как мне кажется, органичен в этом проекте — ни разу у меня не возникло ощущения искусственности его присутствия в музыке Хёрша. И если вновь вспомнить идеи «третьего течения», синтеза классики и джаза, то вариант Фреда Хёрша в этом плане мне представляется близким к идеалу. Это один взгляд на вещи. А вот если вообразить некоего завсегдатая академических концертов, абсолютно далекого от джаза и никогда не слышавшего имен исполнителей «Breath by Breath», то я допускаю, что ему этот альбом покажется просто облегченным, адаптированным для широкого круга невзыскательных потребителей вариантом классики. Парадокс? Не знаю… Всё зависит от точки зрения.


Cлушать на Apple Music | YouTube Music | VK Музыка | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии