Альбом стартует совсем не как пианист Александр Хокинс, а как самый что ни на есть чистый сольный сопрано-саксофоновый Эван Паркер. Чуть позже к нему подключается для обработки звука электронщик Мэттью Райт, с которым мэтр часто работает в последние годы. Наконец вступает весь ансамбль, духовыми и струнными создавая новое измерение для солиста и даже подавляя его ближе к концу первой части «Togetherness Music». Всего в ней шесть частей: первая и четвертая — соло Паркера и Хокинса, вторая и пятая — разработка материала, третья и шестая — кульминации.
Эта квазиоркестровая композиция была увековечена в конце июля 2020-го, когда ненадолго случилось послабление локдауна и Хокинс успел воспользоваться шансом для записи коллектива из шестнадцати человек. Части сюиты исполнялись еще в 2019-м, когда Riot Ensemble заказал Хокинсу сочинение. Однако именно Covid-19 стал катализатором, который подгонял Александра завершить сочинение. Находясь под некоторым влиянием композиторов-импровизаторов из круга чикагской организации AACM (Энтони Брэкстона, Роско Митчелла, Мухала Ричарда Абрамса, например), Хокинс объединяет композиционное и импровизационное начала в своей музыке, стараясь в первую очередь думать о музыке и звуке, а не о соблюдении концептуальных идей или о скрупулезном следовании нотированному материалу. Например, Эвану Паркеру вовсе не давалось никаких инструкций (разве что заметки про общую динамику), не говоря уж о нотах. Тем не менее его игра полностью подчинена тому, что происходит вокруг, нет ничего неуместного и необязательного. Сам Александр говорит, что не смог бы сочинить что-то интереснее того, что Эван сымпровизирует сам здесь и сейчас. Замечу, что во многих местах Паркер играет чуть ли не академично, и подобную его манеру не так часто можно услышать.
Вспоминаются не только американские композиторы-импровизаторы. Но и, например, большой состав Барри Гая New Orchestra (а ранее — его же London Jazz Composers Orchestra), в котором он очень точно выстраивал пропорции сочиненных кусков и импровизаций. Хокинс работает похожим образом, деликатно балансируя между разными подходами. Не в последнюю очередь это возможно из-за классно подобранных музыкантов. Помимо Паркера, здесь импровизируют барабанщик Марк Сандерс, виолончелистка Ханна Маршалл и еще несколько англичан из импров- и джаз-сообщества. Riot Ensemble — это струнный квинтет с дирижером. И те, и другие способны взаимодействовать и играть вместе, при этом не возникает никаких подозрений, что где-то что-то звучит не так; в этом большая заслуга Хокинса как композитора и аранжировщика. А вот Хокинс-пианист раскрывается в меньшей степени, хотя нельзя не отметить прекрасное соло в четвертой части.
С каждым новым прослушиванием обнаруживаются новые грани альбома: то обратишь внимание на трубу и ее сольные партии, то подивишься внезапной секции с сэмплированными барабанами, то воодушевят партии струнных. Вплоть до последних минут, когда композицию завершает трио Паркер — Хокинс — Райт, не оставляет ощущение, что это один из важнейших релизов 2021 года в импровизационной музыке.
Слушать на Bandcamp | Apple Music