Выбор «Джазиста»:
10 лучших альбомов
апреля

Четвертый выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала 10 апрельских релизов, достойных вашего внимания.


Ototsky Quartet
«Stamp a Spot»
(FANCYMUSIC)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Дебютный альбом квартета Петра Отоцкого «Stamp a Spot» был записан еще весной 2018 года, и один из участников, контрабасист Дмитрий Лапшин, называет его «ретро». Однако уже при первом прослушивании этой во всех смыслах тяжеловесной и переполненной звуками пластинки понимаешь, что такая музыка совсем не имеет срока годности. Для записи «Stamp a Spot» Отоцкий собрал импровизаторов, которых и сольно слушать — настоящий шок. Контрабасист Дмитрий Лапшин знаком многим как бессменный участник ноу-джаз-квартета «Бром» и движок новой сёрф-импров-формации «Караван Историй». Питерский саксофонист Илья Белоруков известен своими коллаборациями с европейскими академическими и джазовыми импровизаторами — например, с сооснователем группы AMM Китом Роу, Джейсоном Каном или Габриэлем Феррандини. Пианист Кирилл Широков — пост-академический композитор, соприкасающийся с деятельностью творческой группы Антуана Бёгера Wandelweiser. Сам Отоцкий — барабанщик из фри-джаза и фри-рока, участник трио Baritone Domination и хип-хоп-коллектива «Ленина Пакет». Все четверо оказались преданными поклонниками закрученного, многослойного, классического фри-джаза, где каждый звук имеет значение. Альбом «Stamp a Spot» был записан одним дублем, в нем четыре композиции, которые развиваются по классическому сценарию: от тихого к громкому — или наоборот. А между вспышками и затуханиями — выходки-уловки, жажда спора, скорость, мускулы, провокации, компромиссы и козыри в рукаве.
Евгений Галочкин (рецензия)


Joseph Shabason
«The Fellowship»
(Western Vinyl)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Музыка канадского мультиинструменталиста Джозефа Шабасона располагается где-то посередине между эмбиентом, джазом и нью-эйджем — в комнате, где собрались Джон Хасселл, Арве Хенриксен и Ларааджи, для него наверняка найдется удобное кресло. А может, даже кушетка психоаналитика, на которой еще удобнее нитку за ниткой разматывать детские воспоминания. Темы на альбоме развиваются неспешно, если вообще считать этот темп движением вперед. В открывающей «Life with My Grandparents» инструменты вступают так мягко, словно идут в бахилах по антикварному паркету. Где-то глубоко в ткани музыки утопают плохо различимые человеческие голоса. Этот прием — создавать разные текстуры, слои, перспективу — особенно удался музыканту в «The Fellowship». Тему в этой композиции сообща ведут саксофон, электрогитара и контрабас; каждый из них то ныряет глубже, отчего звук затихает, то набирает силу, проявляясь ярче и ближе к слушателю. В «13-15» всё внимание — на языческой перкуссии и отрывистых, искореженных фразах электрогитары, которая словно корчится в панической атаке. В «15-19» мерещится тень итальянского композитора Джиджи Мазина, большого любителя сочинять эфемерные треки про романтические материи вроде неба и облаков; его Шабасон, к слову, уже приглашал на прошлый альбом. Сентиментальная мелодия финальной «So Long» подчеркивается металлическим звуком маримбы.
Наталья Югринова (рецензия)


Space Quartet
«Directions»
(Clean Feed)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Тема космоса для фри-джаза, мягко говоря, не нова: тут можно вспомнить и позднего Колтрейна, и Sun Ra Arkestra, и множество адептов эзотерического джаза, для которых обращение к космической духовности а-ля «Joyful Spirits of the Universe» давно стало жанровым клише. Португальский музыкант-экспериментатор Рафаэль Тораль, однако, не стремится ни копировать гигантов прошлого, ни поддаваться сомнительному обаянию нью-эйджа. «Space» здесь — это не только космос, но и пространство (физическое, личностное или акустическое), а задача Space Quartet — создать его звуковую метафору. Впрочем, желание написать «стандарты с других планет» у музыкантов тоже имеется, но реализуют они его средствами скорее европейской электроники, чем американского джаза. В некоторых композициях заметно влияние kosmische Musik — в какие-то моменты музыка звучит как тихие эмбиентные сигналы из космоса. Впрочем, названия вроде «Moonlight Through the Pines» рисуют в воображении уже вполне земные картины, также прекрасно согласующиеся с музыкальным рядом. Но бóльшая часть альбома выполнена в гораздо более бодром фри-джазовом ключе. Слова Тораля не расходятся с делом: хоть он и отводит себе роль ведущего солиста, Рафаэль не стремится заполнить собой всё пространство и в нужные моменты готов отойти в сторону, позволив развернуться коллегам. Он действительно старается сделать фидбэки и электронику просто инструментами в ансамбле. Хотя их возможности, конечно, заметно шире: музыкант может создавать атмосферный фон для остальных партий, добавлять к ним шумовые дроуны и прочие «инопланетные» звуки или устраивать переклички с саксофоном — и тогда возникает впечатление, что это не электроника, а что-то вроде препарированной трубы. Словом, взаимодействие электронных и акустических партий оказывается по-настоящему интересным.
Леонид Кравченко (рецензия)


Neptunian Maximalism
«Solar Drone Ceremony»
(I, Voidhanger)

Apple Music | Spotify | YouTube MusicBandcamp

«Solar Drone Ceremony» — записанная одним дублем 53-минутная импровизационная сессия, последнее на текущий момент публичное выступление группы Neptunian Maximalism. Если на дебюте группа рисовала масштабный звук белых карликов и сверхновых, то «Solar Drone Ceremony» скорее выражает тихую радость от их созерцания на безопасном расстоянии. С чем еще наблюдать за обновлением космической материи, если не с почтением? Довольно быстро начинаешь понимать, что за бесконечными спейсроковыми завитушками, утробно рычащими гитарами и ровным ревом духовых здесь скрывается джаз духовного толка. И в весьма необычном изводе: бельгийцы не обращаются к голосу крови, что в спиричуэл-джазе после работ Камаси Вашингтона и Шабаки Хатчингса снова стало модно, а ищут ответы где-то извне, в звездном небе и звуке космоса. Шепот их медных, деревянных и живых глоток предназначается скорее третьему глазу, чем внутреннему уху. 
Артём Абрамов (рецензия)


Dan Wilson
«Vessels of Wood and Earth»
(Brother Mister/Mack Avenue)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Гитарист Дэн Уилсон, который в 2016 году порадовал публику Московского международного дома музыки осмысленными виртуозными соло в составе трио органиста Джоуи Дефранческо, продолжает шаг за шагом взбираться на джазовый Олимп. Игра этого музыканта — глоток свежего воздуха для любителей гитары, утомленных бесконечными клонами Джона Скофилда, Пэта Метини и Билла Фризелла: Уилсон — прямой наследник Уэса Монтгомери и Джорджа Бенсона, но при этом не бездумный подражатель. Его новый альбом «Vesself of Wood and Earth» открывается стремительным мейнстримовым номером «The Rhythm Section», где Уилсон буквально фонтанирует идеями и техникой, да и сильная ритм-секция (Крисчен Сэндс — фортепиано, Марко Панашиа — контрабас, Джефф «Тэйн» Уоттс — ударные) не отстает. Начало многообещающее, но после кавера джазогеничной «Bird of Beauty» Стиви Уандера альбом начинает пошатываться: местами нот становится больше, чем вложенного в них смысла, а композиции с манерным вокалом Джой Браун слушать и вовсе невозможно. Впрочем, к концу пластинки гитарист приходит в себя и выдает два блестящих дуэта с контрабасом — «James» Пэта Метини и Лайла Мэйза и «Born to Lose» Теда Дэффана. С таким неровным альбомом на вершину Олимпа, конечно, не взлететь, но попытка Уилсона засчитана — не столько за эту работу, сколько за талант вообще, которому еще предстоит найти подходящую упаковку.
Лев Боровков


Rodney Whitaker
«Outrospection: The Music of

Gregg Hill»
(Origin)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

53-летний контрабасист Родни Уитакер, плоть от плоти детройтского джаза, на втором альбоме подряд обращается к музыке малоизвестного композитора Грега Хилла. Запись была сделана в прошлом году, в короткий период смягчения локдауна, и музыкантам пришлось играть практически без подготовки. Тем не менее квартет Уитакера с участием пианиста Хавьера Дэвиса, барабанщика Рэнди Гиллеспи и тромбониста Майкла Диза звучит слаженно и с тонким пониманием традиций акустического постбопа. «Outrospection» — олдскульная пластинка в хорошем смысле этого слова: и настроение поднимет, когда надо, и душу согреет, если требуется.
Александр Аношин


Tom Rainey Obbligato
«Untucked in Hannover»
(Intakt)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Суперквинтет (Ингрид Лауброк — саксофоны, Крис Дэвис — фортепиано, Ральф Алесси — труба, Дрю Гресс — контрабас) под управлением барабанщика Тома Рэйни разбирает по косточкам джазовые стандарты. Заигранные до дыр «‎If I Should Lose You»‎, «‎Stella by Starlight», «Just in Time» и другие эвергрины в результате ритмичеких и гармонических манипуляций начинают звучать по-новому и в то же время не теряют изначального обаяния. «‎Untucked in Hannover» — редкий пример альбома, который слушать и увлекательно, и душеполезно.
А. А.


Zane Carney
«Alter Ego»
(Orenda)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Лос-анджелесский квартет гитариста Зейна Карни будто бы специально играет в кошки-мышки с жанрами: за 50 минут (именно столько длится альбом «Alter Ego») музыканты успевают дать и напористого джаз-рока, и мудреного постбопа, и самбы, и чуть ли не R&B — причем нередко в рамках одной композиции. Получается у них изобретально и остроумно — чего стоят одни только неожиданные хроматические сдвиги гармонии в «Oleo» Сонни Роллинза. Аналоговая запись делает звучание пластинки по-хорошему сырым и, можно сказать, демократичным: возникает ощущение, что жарким летним вечером ты слушаешь мощный джем в джазовом клубе, где привечают музыкантов, которым тесно в консервативных боповых рамках.
Л. Б.


Natural Information Society with Evan Parker
«descension (Out of Our

Constrictions)»
(Eremite)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Главная интрига шестого по счету альбома вольного чикагского бэнда под управлением композитора и мультиинструменталиста Джошуа Абрамса — в приглашенном солисте. По идее, великий британский саксофонист Эван Паркер не должен вписываться в минималистичную среду NIS ни при каких обстоятельствах. Да, поклонникам Абрамса и Паркера пластинка может показаться спорной (ни тот, ни другой технически не показывают на «descension…» ничего принципиально нового) — но если судить строго по результату, то придраться и не к чему. Паркер, вопреки опасениям, сумел найти общий язык с кларнетистом Джейсоном Штайном и на протяжении 75-минутного джема не потерялся внутри шаманских ритмических кругов NIS, гипнотической силе которых по-прежнему невозможно сопротивляться.
А. А.


Dopolarians
«The Bond»
(Mahalaka Music)

Apple Music | Spotify | Deezer | Яндекс.Музыка

Впечатляющие по силе эмоционального воздействия опыты на тему спиричуэл-джаза с участием ритм-секции мечты — контрабасиста Уильяма Паркера и барабанщика Брайана Блэйда, который пришел на смену великому Элвину Филдеру, скончавшемуся в 2019-м. Свобода импровизации, которой на протяжении альбома отдаются участники, строится на глубоком понимани традиционной блюзовой формы и не разрушает мелодичность музыки, а, наоборот, усиливает ее красоту. Отдельного упоминания заслуживают вокальные партии Келли Хёрт — настоящее украшение пластинки.
А. А.

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии