Francisco Mora Catlett «Mora! I & II» (Far Out Recordings, 2021) | Джазист | Рецензии

Francisco Mora Catlett
«Mora! I & II»
(Far Out Recordings, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Лондонский лейбл Far Out продолжает переиздавать редкую и полузабытую классику (мы уже писали о замечательном альбоме Маркоса Резенде и его группы Index), но на этот раз отступает от хорошо протоптанной бразильской тропинки в сторону звучания, которое не определишь границами одной страны или даже континента. «Mora!» — это двойной альбом американского перкуссиониста Франциско Мора-Кэтлетта, в который входит переиздание его дебютной работы 1986 года и продолжающая его вторая часть; она была записана, но пролежала на полке тридцать с лишним лет. Музыка на этом альбоме, по словам автора, задумывалась как своеобразный манифест африканского наследия на американском континенте. Формулировка достаточно точная, но вряд ли передающая всё буйство музыкальных эмоций «Mora!». Эти пятнадцать композиций складываются в особенной красоты работу, к которой без зазрения совести можно применять штампы вроде «маст-хэв» и «священный Грааль». 

Франциско Мора-Кэтлетт происходит из артистической семьи. Родился он в США, но детство и юношество провел в Мехико, где увлекся джазом. Музыкальное образование он получал в Беркли. Закончив колледж в начале 70-х, он ненадолго возвращается в Мехико и попадает на концерты цыганского табора Sun Ra Arkestra. Мора-Кэтлетт присоединяется к оркестру, состав которого постоянно плавает. Следующие семь лет проходят в путешествиях по всему миру. В итоге Мора оседает в Детройте и становится неотъемлемой частью местного музыкального авангарда. Причем не только джазового. Когда Детройт в конце прошлого века стал одним из важнейших мест на карте мировой электронной сцены, Мора-Кэтлетт непосредственно участвовал в тех событиях. Он, например, добавлял латинского безумия в выдающиеся проекты техно-гуру Карла Крейга Innerzone Orchestra и The Detroit Experiment. Крайне смело Мора переосмыслял и свой опыт приближения к Сан Ра. В 2003-м голландский лейбл Kindred Spirits выпустил трибьют Sun Ra «The Myth Lives On», на котором электронные авангардисты вроде Тео Пэрриша или Джими Тенора переигрывали наследие великого джазового безумца. Мора-Кэтлетт стал одним главных действующих лиц сборника: его фирменные интерлюдии сильно повышают градус помешательства, а номер «Suny» оказался, пожалуй, главным украшением этого эпохального релиза. 

Обе части «Mora!» были записаны именно в Детройте. В работе над первой частью принимали участие основатель легендарного лейбла Strata Records клавишник Кенни Кокс, басист Родни Уитакер, игравший в квартете Роя Харгроува, перкуссионисты Джером ле Дафф, Альберто Насиф и Эмиль Борде, а также саксофонист Винсент Боуэнс, работавший с Камау Кенньятой. Пластинка была выпущена частным образом на собственные деньги музыканта и долгие годы оставалась раритетом. На записи второй части проекта к основному составу музыкантов присоединились супруга Франциско Тереза Мора, исполнившая вокальные партии, а также трубач Маркус Белгрейв, еще одна детройтская легенда. Этот материал Мора-Кэтлетт не публиковал до 2005 года. Сейчас он впервые издается в отличном качестве и так, как задумывалось изначально, — в продолжение к «Mora! I».

«Mora!» — удивительно эклектичная работа, в которой сочетаются самые разнообразные музыкальные традиции обеих Америк — Мексики, Бразилии, Кубы и Пуэрто-Рико, — помноженные на наследие бибопа и фри-джаза. Альбом фонтанирует солнцем и захлестывает карнавальной энергетикой. Центральная композиция «Afra Jum», представленная на пластинке в трех частях, — отличный пример того, как Мора играет с темпом и настроениями, как легко он уходит от пульсирующих постбоп-импровизаций в сторону разнузданных тропических плясок.

Еще один шедевр — «Amazona», где самба и бразильская популярная музыка сочетаются с пронзительным латино-джазом в духе лучших работ из каталога Fania Records. Украшенная вокалом Терезы Мора, эта вещь непременно должна стать джазовой классикой. На «El Moro» наступает редкий момент затишья: пьеса полна мистической латиноамериканской лиричности, в которой, тем не менее, не обходится без искры фламенко. Еще один красивый заход в сторону странной кросс-жанровой психоделии музыканты предпринимают на медитативном номере «Amazona Prelude “Dawn”». Композиция открывается скрипичным соло, которое в какой-то момент растворяется в звуках природы, пока мелодию не подхватывает духовая секция, флейты и, наконец, фортепиано.

Местами группа Мора звучит как свингующий эстрадный оркестр, который рутинно исполняет привычную программу — скажем, «Old Man Joe» может напомнить незамысловатые мексиканские поп-шлягеры в духе Херба Алперта. Но это ощущение не длится долго: как будто приняв текилы или чего покрепче, ансамбль пускается в непредсказуемый трип. Калейдоскоп проносящихся сквозь музыку настроений, ритмов и мелодий завораживает и ослепляет. Этот альбом — самая настоящая трансконтинентальная одиссея с возможностью выхода в открытый космос.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии