В 2022 году саксофонист Алексей Круглов выпустил семь разноплановых релизов — обычное дело для этого многогранного трудолюбивого музыканта. Седьмым из них (и 88-м в дискографии Алексея) стал «Synchronization of Time» — аудиоверсия перформанса, посвященного 30-летию инженерного центра «Энергосервис» и художнице Марине Григорьевой. Мероприятие состоялось осенью 2022 года в Архангельске, прямо в производственном цехе «Энергосервиса». Выступление было масштабным: помимо музыкальной составляющей, оно включало художественную, литературную и хореографическую. За музыку отвечали группа Круглова «Круглый Бенд», «Арт-квартет» Тима Дорофеева, состоящий из ветеранов архангельской джазовой сцены (в частности, участников прославленной джаз-группы «Архангельск»), вокалистка Карина Кожевникова и сотрудники «Энергосервиса».
«Синхронизация времени» построена как четырехчастное произведение, музыка в котором развивается вокруг лейтмотивов, создающих в ней логические связи. Эти лейтмотивы откладываются в памяти и служат для слушателя ориентирами в нелинейном повествовании. Музыка дополняется текстами, посвященными как сугубо техническим, научным и инженерным вопросам, так и более «гуманитарным» темам — искусству и философии. По ходу действия они декламируются или пропеваются перформерами. Кроме музыкальных инструментов (духовые, гитары, ударные, клавишные), здесь активно используются и немузыкальные: приборы, созданные «Энергосервисом» (воздушный компрессор, сверлильный станок, высоковольтный переключатель, гофрированные трубы, сэмплы производства и так далее), а также новый инструмент «ЭНМВ-1», разработанный инженером компании Андреем Родионовым.
Музыка так же эклектична, как и само действо: фри-джазовые импровизации пересекаются с городским романсом и народной песней, исполненной в нарочито безыскусной манере, — ее здесь будто напевают себе под нос, одновременно занимаясь другими делами. Такое столкновение «элитарных» и «низовых» жанров иногда подчеркнуто парадоксально: например, в начале альбома Владимир Круглов хриплым голосом под гитару на бардовский манер поет об идеях Гераклита. Но при более внимательном изучении оказывается, что такие сочетания вполне логичны, ведь они обыгрывают идеи времен расцвета советского авангарда. Музыканты напрямую обращаются к его наследию в своих монологах: в частности, речь заходит о синкретизме всех видов искусств, к которому стремится и сам перформанс. В этом контексте всё сходится: свободная импровизация и городской фольклор, джаз-бэнд и шумовой оркестр, профессиональные музыканты и любители, стремление к научно-техническому прогрессу и противоборство «физики» и «лирики». Происходящее здорово укладывается в эстетику, вдохновленную мечтателями 20–30-х годов прошлого века и бережно переосмысленную командой Круглова.
К сожалению, аудиозапись не дает полного представления о перформансе в целом, и зачастую слушателю будет просто непонятно, что происходит в данный момент. Если перед прослушиванием альбома посмотреть хотя бы трейлер, запись будет восприниматься гораздо лучше. Это, впрочем, не означает, что музыка сама по себе не работает. Просто она требует определенного внимания и знакомства с контекстом. При необходимом минимуме усилий слушателя захватит увлекательное и даже в каком-то смысле познавательное повествование. Хотя обнародование полной видеоверсии перформанса, конечно, тоже лишним не будет.