Nabaté Isles
«En Motion»
(Ropeadope, 2023)

Вы ничего не слышали о Набате Айлзе? Да ладно. Это же тот самый выдающийся трубач, у которого, между прочим, «Грэмми» есть. Играл вообще со всеми — от Крисчена Макбрайда до Грегори Портера, от Роберта Гласпера до Стива Коулмана. В Белом доме выступал. Пять саундтреков сочинил. А еще помимо успешной музыкальной карьеры у него такая же блестящая спортивная: комментатор на ESPN, бродкастер и подкастер. NBA, NFL, NCAA, бокс — везде ступала нога Айлза.

Если вы думаете, что я фанат Айлза и поэтому так много про него знаю, вы ошибаетесь. Я просто открыл его персональный сайт и вольно перевел первые абзацы на вкладке с биографией. Как правило, такая агрессивная самопрезентация вызывает смешанные чувства раздражения и усталости. Опять тебе что-то впаривают. Но у Айлза вся эта продающая буффонада получается на удивление обаятельно. Есть в его напоре что-то пацанисто-романтическое. Привет из детства, где такие парни всегда были, есть и будут — с секстиллионом секстиллиардов наклеек «Панини» в моих воспоминаниях или самой полной коллекцией «Диких Скричеров» в реальности моей дочери.

Впрочем, если вы решили, что всё с Набате Айлзом понятно, вынужден вас разочаровать. Ничего с Набате Айлзом не понятно. Погуглив его фамилию, вы легко сможете найти фотографии основателя «Джаз.Ру» Петра Ганнушкина, где увидите совсем другого Айлза: мятая рубашка навыпуск, небрежно подстриженная борода и не то чтобы отличная спортивная форма. Айлз неистово дует щеки, видимо, играя фри-джазовое соло, а позади него некто Уильям Паркер в своем фирменном шляпокотелке терзает контрабас. Это 2017 год — как будто дела не совсем давно минувших дней. Как за пять лет Айлз, ученик Ральфа Алесси, из участника составов Паркера, Мухала Ричарда Абрамса и Оливера Лэйка превратился в «спортика» в приталенном пиджаке, который фоткается с Ашером на гламурных вечеринках и делает пальцы в растопырку, загадка. Много в блистательной биографии Набате Айлза странного и непонятного. Да и за что ему дали «Грэмми», тоже придется поискать (хотя найти можно). В общем, хорошему интервьюеру есть где развернуться с вопросами Айлзу. А вот к его новому альбому «En Motion» вопросов никаких.

Давайте только при рассказе про «En Motion» обойдемся без клише. Нет, конечно, можно легко наплести что-нибудь про «наэлектризованный фьюжн», «джаз-фанк на мягких лапах», «эйфорический EDM», «ламповый хип-хоп», «разбитной дэнсхолл». Всё это будет отчасти правдой, но сути альбома не передаст. Да, на «En Motion» действительно найдется всё — от хард-бопа до хип-хопа. Да, Айлз любит играть со штампами и тасует жанровую колоду с легкостью опытного шулера. Вот только музыка его всё-таки сделана не по трафарету. Поэтому поступим проще и обозначим «En Motion» как альбом хорошего настроения. Его задача — сделать так, чтобы все пошире улыбнулись, расслабились и «офилгудились». Подавили окурки обеими ногами, покрутили тазобедренными суставами, потверкали попой. Ничего личного, только дискотека.

«En Motion» с порога («The Jump Off») встречает прямой бочкой и уносит на воображаемый танцпол, где начинает кружить сменой ритмов и круговертью импровизаций. Уместно подгрузит басами, где надо — заставит навострить уши исполнительской виртуозностью, а в нужный момент окрылит красотой мелодий. На «En Motion» всего много, и всё это в меру. Хотя казалось бы. То на авансцену выходят три девицы с позывными Муму Фреш, Бадия Фара и Никки Гриер и, чтобы гусары даже не смели рта открыть, начинают затирать что-то такое задиристое и по понятиям. То на фит залетает не кто-нибудь, а сам Чак Ди на чилле и на расслабоне. А то интеллигент и умница Бен Уэндел предстает перед нами со своим, простите, фаготом. Про молодых и талантливых — клавишника Джеймса Фрэнсиса и вибрафонистку Сашу Берлинер — я вообще молчу. Но повода для вопроса «А что все эти люди здесь делают?» не возникает ни разу. На «En Motion» команда звезд смогла стать командой-звездой.

И вот тут настало время поговорить о главном. Для того, чтобы мы хорошо повеселились, Набате Айлз много поработал. Придумал идею, грамотно собрал правильных людей, написал тринадцать бронебойных композиций, сделал запись так, что не подкопаешься. Продакшн на «En Motion» — ой-ой-ой. Но мы же понимаем, что бюджетов тут огромных быть по определению не может; всё решает человеческий фактор. Получается, Набате Айлз очень крут. Не только как лидер, но и как исполнитель тоже. Он и правда умеет на своем инструменте всё, и ни одной неверной фразы вы на «En Motion» от него не услышите. Поэтому не стоит воспринимать предоставленную нам возможность отдохнуть как должное и не нужно задавать лишних вопросов. Пусть это сделают другие. Хотя нет, один вопрос всё-таки остался: почему в таком длинном списке приглашенных звезд не оказалось Валерия Степанова?



Слушать на YouTube Music | Spotify | Bandcamp

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии