Понятие «бразильский джаз» столь же расплывчато и неопределенно, как и, скажем, джаз польский, французский или датский. Кроме географии, тут ничего не объединяет музыкантов, придерживающихся самых различных направлений. В Штатах и Европе больше всего знают и любят смесь джаза, самбы и босса-новы, освященную именами таких классиков, как Жобим и Жильберту. Сегодня, на мой вкус, ведущим «хранителем» этого стиля является пианист и композитор Антониу Адольфо. Есть группа музыкантов, предпочитающих «чистый» джаз без явных этнических признаков, порой близкий к академической традиции в бразильском варианте — тут путеводная звезда не Жобим, а скорее Вила-Лобос. Представителей же радикального авангарда в Бразилии не так много, они большей частью перебираются в соседнюю Аргентину, Штаты или Европу.
Но героя сегодняшнего релиза, пианиста, клавишника и композитора Амару Фрейташа, ни к одной из этих групп не причислишь. Он не забывает про афробразильское музыкальное наследие, что для Бразилии уже давно стало общим местом, но акцент делает на другом: сердце ведет музыканта в леса Амазонии, к тонкостям культуры и быта местных индейских племен, которые он очень необычно сочетает с авангардным джазом. Большинство его последних альбомов носит названия из местных наречий, не исключение и последний «Y’Y» (произносится как «ийе, ийе»), что на языке одного из племен означает «вода» или «река». Кстати, и оформление обложки, на мой взгляд, сверхоригинально, я еще такого не видел: Фрейташ запечатлен здесь погруженным в воду.
Сам Амару родом с северо-востока страны: Ресифе, штат Пернамбуко. Здесь он учился в местной консерватории, здесь впервые услышал музыку Чика Кориа, перевернувшего его взгляды в направлении джаза, здесь создал свое первое трио. Но затем последовал перелет на 4600 километров к западу, в Манаус, столицу штата Амазонас в самой гуще бескрайнего моря тропических лесов, рек, озер. Волнующими впечатлениями музыкант напитался здесь вволю, и новый альбом он характеризует как «дань уважения лесу, именно Амазонскому Лесу и рекам Северной Бразилии: это обращение к жизни, чувству, уважению и заботе о природе с осознанием ее как нашего прародителя». «Mapinguari (Encantado da Mata)» и «Uiara (Encantada da Agua)», открывающие альбом, порождены амазонскими легендами о магических существах, хозяевах здешних лесов и вод. Близок к ним тематически и титульный трек «Y’Y». «Mar de Cirandeiras» — поклон родному штату, джазовое воплощение популярного здесь танца, а «Gloriosa» — посвящение матери музыканта. Наконец, финальная «Encantados» — это афробразильская музыкальная стихия.
Если вам, как и мне, трудно определить стилистику музыки Фрейташа, то сам он давно уже нашел для нее политизированное обозначение: деколонизированный джаз. Что же касается техники игры Фрейташа, то он и тут предпочитает образные примеры: «Моя левая рука в Африке, а правая — в Европе». А играет он действительно своеобразно. Амару любит сложные метрические рисунки, частенько использует препарированный инструмент, при этом — никаких металлических элементов, только дерево, кость, например костяшки домино, и так далее. Его пассажи оставляют ощущение текучести, зыбкости музыкальной фактуры, ведь, вспомним название, именно вода — один из главных героев альбома. Ну и, конечно, партнеров себе на этот проект Фрейташ подобрал на славу: в двух треках на флейте играет модный лондонский музыкант Шабака Хатчингс (и играет отменно), в одном — восходящая звезда джаза на арфе Брэнди Янгер, в нескольких треках — известные мастера фри-джаза из Чикаго Хамид Дрейк и Джефф Паркер, а в еще одном — басистка с кубинскими корнями Аньель Сомельян.
Вот такая команда, вот такой джаз — непривычный, полный экзотических красок и магии, живущей в лесах Амазонии, как говорят ученые, легких нашей небольшой, в сущности, планеты.
Леня, заинтриговал рецензией, спасибо!
даже фрагменты вещей доставляют и завораживают
надо обязательно послушать целиком…
кстати по поводу обложки с фото самого Фрейташа под водой… имхо ничего сверхоригинального – сразу ассоциировалось с незабываемой обложкой альбома “Nevermind” группы Nirvana, по поводу которой даже скандал был не так давно… и это не единичный пример