За последние десять лет лондонский лейбл Batov Records вырос в значимую институцию для ценителей эклектичной и экзотической музыки, включая неожиданные формы джаза. Лейбл собрал талантливых исполнителей со всего мира, стремящихся исследовать и переосмысливать музыкальные традиции. В каталоге Batov — слияние этнической музыки, психоделического рока, фанка, электроники и фолк-соула. Ближний Восток, Турция и Магриб представлены на лейбле особенно широко, но в портфолио можно отыскать греческое диско, балканские цыганские мелодии, японскую энка и даже советский ретро-соул на русском языке.
Новый альбом Kolonel Djafaar, молодой группы из бельгийского Антверпена, хорошо встраивается в это красочное портфолио. Коллектив определяет себя как «эфио-джазовый ансамбль с элементами психоделического рока и афробита». Хорошо известные на локальной сцене своего родного города и его окрестностей участники Kolonel Djafaar самостоятельно записали и выпустили свой первый альбом в 2019 году. А их мини-пластинка «Cold Heat», выпущенная двумя годами позже на Batov, вызвала широкий резонанс по всей Европе и получила высокую оценку от многих ценителей африканского звучания. Воодушевленные теплым приемом, музыканты решили записать еще четыре композиции. От депрессивной городской суеты они укрылись в DIY-студии в лесной глуши. К группе присоединились несколько новых участников, а дело пошло настолько хорошо и душевно, что нового материала хватило на полноценный альбом, который получил название «Побег».
Альбом открывается треком «Urban Dweller» («Городской житель»), который хорошо соотносится с обложкой — на ней одинокая фигура бредет в неизвестном направлении на фоне урбанистического пейзажа. Начав с протяжной эфиопской меланхолии, Kolonel Djafaar быстро переключаются на агрессивный серф-рок, задавая тон всему альбому. На протяжении следующих 41 минут музыканты мастерски играют на контрастах между музыкальной напряженностью и спокойной лиричностью. Порой это происходит даже в рамках одной композиции — как, например, в треке «Whatever Happened to the Common», пропитанном дабовыми эффектами, психоделическим органом и ритмом, напоминающим стиль Тони Аллена.
Что бы ни играли музыканты, слушателю точно не станет скучно. Композиция «Convoi Exceptionnel» звучит как саундтрек к драматичной погоне из старомодного шпионского боевика. А пьеса «Kelmendi» погружает в грустную амхарскую балладу а-ля Мулату Астатке, где очаровательные соло на трубе и клавишах оттеняются величественной духовой секцией. И это тоже своего рода детективный нуар, но в главной роли здесь уже не Джеймс Бонд и даже не Остин Пауэрс, а скорее Дон Джонстон из фильма «Сломанные цветы» — легко представить, что такой музыкой его снабдил бы в дорогу замечательный сосед-растаман.
В пульсирующем фанковом треке «Sparkling Clover» солирует гитара, и это уже явный заход на территорию техасцев Khruangbin — древнеафриканская тоска вдруг переплетается с саундтреками Эннио Морриконе к спагетти-вестернам Серджио Леоне. Заводная вещь «Phil’s First Tear» поначалу вызывает ассоциации с израильским музыкантом Kutiman, но бельгийцы пишут свою музыку куда более крупными мазками. Гудящее гитарное соло на середине композиции заставляет вспомнить рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда», а духовая секция, одолженная из фильмов Эмира Кустурицы, скрепляет все прочие элементы воедино.
«Gateway» — очень теплый и «отрывной» альбом, который лучше всего будет звучать под летним фестивальным небом. Но тему фантазий, основанных на эфио-джазе, эта работа раскрывает лишь на поверхностном уровне; перед нами вариации имеющегося, а не создание нового (за новым можно обратиться к другим бельгийцам из группы Black Flower). Что ж, примем извинения коллектива, иронично отраженные в названии одной из композиций — «Apologies in Advance» («Заранее извиняемся»). И будем держать ухо востро: у Kolonel Djafaar впереди явно большое и захватывающее будущее, так что за ними совершенно точно стоит следить.
Слушать на Яндекс.Музыка | Spotify | YouTube | Bandcamp