Мало кто будет спорить с тем, что джаз и фолк-музыка тесно связаны между собой. В обоих жанрах ценится импровизация, важна роль солиста, широко используются полиритмия и приемы сторителлинга. Гершвин называл джаз наивысшей формой американского фолка, а Армстронг с юмором замечал, что вся музыка по своей сути народная, ведь сочинена она людьми, а поющих лошадей никто не встречал…
В этом контексте 24-летний вибрафонист с Ибицы Андрес Коль — совершенно «правильный» музыкант, ведь в джаз он пришел, впитав фольклорные традиции своего родного региона. С семи лет Андрес гастролировал по Европе в составе ансамбля, исполнявшего «баль пажес», традиционный крестьянский танец Балеарских островов, который танцуют под аккомпанемент крупных металлических кастаньет. Много позже Коль познакомился с североафриканской традиционной музыкой гнауа и был поражен сходством ее ритмических узоров с тем, что он играл с детства. Исторические связи между регионами подтверждаются: с IX по XII век Ибица находилась под мусульманским владением, и на острове имелось множество берберских поселений, основанных выходцами из Марокко и Алжира, где родилась гнауа. Таким образом музыкальные традиции одной территории укоренились в культуре другой, о чем позже все забыли.
Превратив свой интерес в научное исследование, Коль быстро перешел от теории к практике. Он загорелся идеей создать ансамбль, который бы демонстрировал преемственность культур. Так возник квартет Odyssey, где, помимо самого Андреса, задействованы марокканец Маджид Беккас, исполнитель на гембри и вокалист, польский скрипач Матеуш Смочиньский и испанский барабанщик Рамон Лопес. Заодно стоит держать в уме, что Коль — большой поклонник не только Беллы Бартока, но и Орнетта Коулмана, а значит, этническая подоплека в его музыке будет сопровождаться нелинейным мышлением и высокой степенью свободы в коллективном творчестве.
Задумка интересная, но вызывает скепсис, особенно учитывая молодость бэндлидера. На деле же результат оказался фантастическим — и трудно сказать, кого из участников следует благодарить в первую очередь. Андрес Коль играет не только виртуозно, но и с невероятной свободой, заполняя собой всю звуковую фактуру. Его исполнение имитирует природные стихии; как бы пафосно это ни звучало, под его руками действительно оживают ветер, солнце и брызги океана. Беккас со своей трехструнной лютней гембри, чей звук по природе своей достаточно скромен, в этом бурлящем потоке музыки слегка теряется. Но ситуация исправляется тем, что он много и с удовольствием поет (особенно замечательно на «Lando») — так, что хочется хлопать и подпевать. Лопес умело переключается с интеллигентной игры щетками на бурный свинг, а оттуда — на рокерский бит и не упускает возможности продемонстрировать свой талант. Смочиньский в этом ансамбле выступает как гирька-противовес: его мощные соло, уходящие корнями в восточноевропейский фолк, придают томленому звучанию испано-африканских мелодий резкую контрастность — послушайте, например, захватывающий номер «Dragonfly».
Финальная пьеса «The Sun Shines Now» еще раз объясняет, зачем вообще нужны такие мультикультурные проекты. Тема, которую первоначально ведут скрипка и вибрафон, быстро обогащается мини-соло каждого из участников. Музыка становится живой, текучей и заканчивается на высокой ноте, с оптимистичным взглядом в будущее. Слушая эту композицию, вспоминаешь звучное, хоть и изношенное в советскую эпоху, слово «солидарность». Ведь действительно замечательно, когда талантливые люди объединяются ради общего дела и испытывают от этого искреннюю радость.