Канадская саксофонистка и флейтистка Анна Уэббер заведует коллективом Simple Trio, и в нем играет американский пианист Мэтт Митчелл. Оба базируются в Нью-Йорке и пересекаются в различных проектах. В 2021 году Анна выпустила великолепный двойной мат-джазовый альбом «Idiom», на первом диске которого было представлено трио с Мэттом. Релиз запомнился не только многим джазовым критикам, но и руководителям лейблов, и останавливаться Уэббер никак не могла. В 2023-м она выпустила несколько разноплановых альбомов. Одним из них стал дуэт с Митчеллом, и для обоих музыкантов он стал первым появлением в каталоге Джона Зорна. В случае с Анной можно говорить о поддержке «старой школой» молодого поколения. А вот почему Мэтт не появился на Tzadik раньше, действительно странно: он уже давно и прочно занимает место чуть ли не главного нью-йоркского пианиста на ниве современного джаза с уклоном в математику и эксперименты.
Стартует музыка сразу с места в карьер. В первые две с половиной минуты пьесы «Most Capacious» Анна и Мэтт показывают, что виртуозно владеют инструментами. Они приковывают внимание слушателей хитросплетениями партий флейты и рояля на немалых скоростях. Взяв в руки тенор-саксофон во второй пьесе «Glarbs 2.0», Уэббер разрабатывает ту же тему на инструменте с более весомым звуком, что позволяет расслышать стилистические приемы из арсенала Simple Trio. Это впечатление рождается неспроста, ведь первые четыре вещи альбома (из пяти) написаны саксофонисткой, и ее почерк довольно узнаваем. Словно в подтверждение, на следующей почти 13-минутной композиции «Zooquaria» вовсю проявляются отличительные черты мат-джаза. Например, интервальные скачки, добавляющие приятную угловатость музыке, и небольшие паттерны-фразы, которые трансформируются при следующих повторениях. Сыграно экспрессивно, и даже начинаешь забывать, что дуэт саксофона и рояля — более камерный формат. Только в четвертой пьесе «Maximum Cadence» Анна и Мэтт поначалу выходят на лирику, и это служит мостиком к пятой вещи, 28-минутному эпику «Re-Aeration» авторства Митчелла.
На самом деле его пьеса состоит из разных частей, но решение оставить их в одном треке явно принято целенаправленно: поблажек для слушателя не подразумевается. Градус экспрессии тут значительно понижен, и музыканты максимально сосредоточены на материале. Это та самая мозговитая музыка, где требуются усидчивость и внимательное ухо, распознающее намерения композитора. Такой подход Митчелл практикует в своих проектах давно, что в камерных ансамблях (дуэты с Чесом Смитом или Кейт Джентайл), что в биг-бэндах («A Pouting Grimace», 2017). Если музыка Уэббер отсылает всё-таки к джазовым корням, то Митчелл ориентируется на современную композиторскую музыку, заимствуя заодно приемы из экстремальной тяжелой музыки (он большой поклонник техно-дета). Неспроста выбран и более академический инструментарий: Уэббер тут играет только на флейтах — обычной и басовой.
У этого альбома словно два лица. Вещи Анны могут стать хорошим началом для тех, кто еще только начинает погружаться в непростой джаз. Благодаря энергии и напору эти композиции можно прочувствовать и заинтересоваться новой музыкой. А вот пьеса Мэтта представляет собой крепкий орешек даже для ценителей. Чтобы лучше понять услышанное, стоит изучить, что он делал раньше — например, вспомнить, что на него значительно повлияла игра в группе саксофониста Тима Берна Snakeoil, а совсем давно он играл на клавишах авант-прог-рок в группе Thinking Plague. Тем не менее оба подхода в дуэте удачно сочетаются и дополняют друг друга.