Jaimie Branch
«Fly or Die
Fly or Die Fly or Die
((world war))»
(International Anthem, 2023)

Подводить итоги 2023 года можно еще долго: год выдался щедрым на яркие записи. Одним из обязательных к прослушиванию альбомов стал последний лонгплей американской трубачки Джейми Брэнч и ее коллектива Fly or Die. К сожалению, последний здесь значит последний — Брэнч умерла в августе 2022-го. Этот альбом, записанный несколькими месяцами ранее и выпущенный в годовщину ее смерти, стал эпитафией выдающейся и неординарной исполнительнице, композитору и бэндлидеру.

Брэнч предпочитала, чтобы ее имя и фамилию писали во всех пресс-релизах и интервью с маленькой буквы. Она много в чем шла поперек принятых правил. Ей исполнилось лишь десять лет в год, когда не стало Курта Кобейна, и, кажется, во многом она повторила его влияние на музыкальную культуру — но в своей собственной нише. Сложно придумать более гранжевого деятеля в современном американском джазе, чем Джейми Брэнч. Она играла с надрывом, не чуралась грязного звука и пренебрегала канонами. Неудивительно, что она попала в ростер чикагского лейбла International Anthem, который и сам пользуется репутацией «неправильного» джазового лейбла. Именно тут вышли все пластинки квартета Fly or Die и оба альбома проекта Anteloper, превосходного дуэта Брэнч с ударником Джейсоном Назари.

Брэнч всегда была маниакально активна, как в студии, так и на сцене, и особенно в последние годы своей жизни, когда к ней начало приходить признание. Но именно квартет Fly or Die («Лети или умри», если по-русски) стоит считать ее главным музыкальным детищем. «((world war))» — третий по счету студийный альбом команды. Предыдущие записи «Fly or Die» и «Fly or Die II: Bird Dogs of Paradise» выходили в 2017 и 2019 годах соответственно, а перед самым началом пандемии квартет успел записать во время европейских гастролей концертную работу «Fly or Die Live», также собравшую хвалебные отзывы.

Помимо самой Брэнч, которая играет на трубе, перкуссии и клавишных, а также берет на себя вокал (пение, выкрики, завывания и странное подобие крунерства, в котором больше от панка, чем от джаза), в Fly or Die также участвуют басист Джейсон Эджемиан, барабанщик Чед Тэйлор и виолончелист Лестер Сент Льюис, заменивший покинувшую проект после первого альбома Томеку Рид. Рассказывая об альбоме, музыканты Fly or Die  в первую очередь упоминают желание Брэнч попробовать себя в большой форме. Эту запись стоит воспринимать именно как цельное произведение, в котором композиции перетекают одна в другую, создавая монументальный саундтрек к гротескному и сюрреалистическому празднеству. «Джейми хотела больше модуляций, больше шума, больше пения, и, как всегда, больше грува и мелодий. Она была динамичным мелодистом и хотела, чтобы этот альбом был диким, сильным и полным жизни, какой она и была сама», — так говорят об этой записи осиротевшие участники Fly or Die.

Отличной иллюстрацией их слов можно считать «Baba Louie» — центральную вещь альбома. В первой половине композиции светящаяся оптимизмом труба Брэнч звучит, как походный горн военного оркестра, который пытается маршировать в ритме развеселого афрокарибского танца. Сама композиция звучит чуть ли не как смус-джазовые опусы из репертуара Боба Джеймса или Херба Алперта. Ближе к середине вступает виолончель, которая уводит настроение в более серьезную сторону. Пьеса замедляется до кислотного даунбита, наполненного бормотанием Брэнч и потусторонне звучащими голосами приглашенных вокалистов Акеньи Сеймур и Кума Дог. Заканчивается композиция снова маршем, заставляющим вспомнить моррисоновскую «The Unknown Soldier». И тут же она перетекает в «Bolinko Bass» — номер, в котором участники Fly or Die предстают уже шагающим уличным оркестром, а к выдувающей медь Брэнч присоединяются Роб Фрай на бас-кларнете и Ник Брост на тромбоне. 

Наполненный бешеной энергетикой «Take Over the World» звучит как стопроцентный хит — по нему как раз можно оценить, что такое гранж-джаз в представлении Fly or Die. Воображение скорее поместит этот трек в атмосферу огромного панк-концерта с фронтменом, орущим в мегафон, стейдж-дайвингом и жестоким слэмом в партере, нежели в интерьеры респектабельного джаз-клуба. Такое же настроение царит и на «Burning Grey». Труба Брэнч гудит роем диких ос, вьющихся вокруг слушателя, а голос выдает ожесточенный речитатив, моментами срывающийся на вой. Рефреном звучат слова «Don’t forget to fight» — наставление не забывать бороться. В «Borealis Dancing» холодная фолк-экзотика перетекает в тягучий фанк. Виолончель и клавишные создают нервный, местами откровенно пугающий фон, а связующим и проясняющим происходящее элементом становится разрывное соло Брэнч.

В «Mountain» Fly or Die, напротив, переносят слушателя на юг. Здесь музыканты обращаются к кантри и записывают кавер-версию старого хита культового кантри-панк-коллектива The Meat Puppets. Этот номер — пожалуй, самая минималистичная композиция на всём альбоме. Помимо голоса и трубы здесь присутствует только тихий контрабас Джейсона Эджемиана. Но и этого оказывается достаточно, чтобы показать, что джаз и кантри имеют общие корни и могут быть совмещены совершенно гармонично. 

Кроме джазовой составляющей, в музыке, которую играли Брэнч и Fly or Die, намешано слишком много всего — и порой в довольно диких пропорциях. Латинские и карибские ритмы, афрофутуристика, граничащая с современным шаманизмом, влияние хип-хопа и, с другой стороны, частое обращение к традициям кантри и фолка, электронная психоделия, прямые заимствования из инди-рока, панка, гранжа и, в конце концов, даже рейва — всё это уживается в музыке квартета без проблем. Что, конечно же, дает полное право пуристам и скептикам вообще отказать Джейми Брэнч и Fly or Die в джазовой принадлежности. 

Брэнч не успела взлететь к вершинам джазового успеха. Со своей хрипатой трубой и странной музыкой, которую было слишком сложно вписать в привычную систему жанровых координат, татуировками, лишним весом, манерой одеваться, в большей степени подходящей для уличной шпаны, чем для джазового музыканта, Джейми действительно может показаться инородным телом в организме современного джаза. Но то, что она делала в плане музыке, звучало честнее, чем возвышенные материи в подаче Камаси Вашингтона, Шабаки Хатчингса или других героев последних лет. Очевидно, что для Брэнч музыка была личным сражением — с окружающим миром, со стереотипами и клише в музыке, с самой собой, наконец. Она сгорела быстро, потому что бросала себя в топку этой борьбы и своей музыки без остатка.



Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии