Archie Shepp & Jason Moran
«Let My People Go»
(Archieball, 2021)

На сцене забитого до отказа зала Парижской филармонии на стуле сидит человек с саксофоном в руках. Его зовут Арчи Шепп, и несмотря на то, что ему уже девятый десяток, говорить о возрасте даже неловко: его поза подчеркнуто расслаблена, щегольской костюм ровно сидит по фигуре, а из-под краев шляпы азартно поблескивают умные глаза. Зрители замерли в ожидании, но Шепп не торопится, держит паузу и только затем, внимательно прослушав фортепианное вступление, протяжно берет первые ноты спиричуэла «Sometimes I Feel Like a Motherless Child».

Как знать, возможно, в эти несколько секунд Шепп успел подумать об ушедшем за три месяца до концерта друге, пианисте Хорасе Парлане. Полвека назад Шепп и Парлан записали альбом народных афроамериканских песен «Goin’ Home». Пластинка вышла на датском лейбле SteepleChase, произвела фурор в Европе и побудила Шеппа с Парланом записаться еще дважды. Впоследствии Шепп не раз называл альбомы с Парланом исключением из правила играть как минимум с трио — но свое выступление в Париже он тоже начинает вдвоем с пианистом.

На фортепиано в тот вечер играл Джейсон Моран. Они познакомились в 2015-м на бэкстейдже джазового фестиваля в Бельгии, где Моран, достигший к тому времени пика славы, представлял новый альбом «All Rise: A Joyful Elegy of Fats Waller». Дружеская беседа переросла в творческую дружбу, и спустя два года Моран в составе бэнда с барабанщиком Хамидом Дрейком, контрабасистом Уэйном Докери, трубачом Оливье Микони, органисткой и певицей Аминой Клодин Майерс отправился с Шеппом в европейский тур, начавшийся как раз концертами в Парижской филармонии.

Концерты получили название «Art Songs and Spirituals» и прошли настолько успешно, что спустя четыре года Шепп наконец решил выпустить записанный тогда материал на собственном лейбле Archieball. Для релиза Шепп оставил только те композиции, которые играл вдвоем с Мораном, символично назвал альбом «Let My People Go» и тем самым сделал неизбежными сравнения со ставшей классической пластинкой, записанной им в дуэте с Хорасом Парланом.

У «Let My People Go» и «Goin’ Home» действительно много общего — в выборе композиций, интуитивном способе их исполнения, стремлении давать себе сколько угодно времени для импровизаций. Вот только интонация стала другой. Шепп играет куда более пронзительно и компенсирует физические ограничения (возраст всё же сказывается) страстью и напором. В те моменты, когда он начинает петь, а вернее, причитать навзрыд, кажется, что он в буквальном смысле разговаривает с Богом. Не только опаленные солнцем песни «Sometimes I Feel Like a Motherless Child» и «Go Down Moses», но и эллингтоновский стандарт «Isfahan» приобретают в исполнении Шеппа характер почти что исповеди. В таких обстоятельствах на плечи Морана как единственного компаньона Шеппа ложится сложнейшая задача: дать ему выговориться и в то же время уберечь от падения в бездну. Моран с ней блестяще справляется: он не пытается перебить Шеппа и навязать импровизациям свою волю, а, наоборот, внимательно слушает, деликатно заполняет паузы, поддерживает и развивает высказанные Шеппом идеи. Говоря проще, делает так, чтобы Шеппу не страшно было разговаривать с Богом, а слушателям — не страшно при этом присутствовать.

На излете полутора часов, проведенных вместе с альбомом «Let My People Go», веришь им обоим так сильно, что в очередной раз убеждаешься: Париж стоит мессы.

Слушать на: Bandcamp | Apple Music | Deezer | YouTube | Яндекс.Музыка

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии