Beats & Pieces Big Band «Good Days» (Efpi, 2023) | Джазист | Рецензии

Beats & Pieces Big Band
«Good Days»
(Efpi, 2023)

Манчестерский композитор, продюсер и дирижер Бен Коттрелл — музыкант с очень богатым послужным списком. В нем значатся работы с джазовыми составами, симфоническими оркестрами и даже с именитыми поп-, рок- и электронными музыкантами вроде Everything Everything, Голди и Джорджо Мородера. Но главный его проект вот уже полтора десятилетия — Beats & Pieces Big Band. Музыкант собрал его в 2008 году с громкой целью: вернуть большие ансамбли в мейнстрим прогрессивного джаза, при этом использовать в создании материала свой богатый опыт за пределами джазового мира и отойти от стереотипного восприятия музыки джазовых оркестров. По словам лидера команды, это скорее не биг-бэнд в привычном понимании, а просто группа с большим составом. 

Музыканты Beats & Pieces действительно с самого начала следовали заявленным целям, включая в свои работы элементы инди- и построка, заказывая ремиксы электронным продюсерам, но в то же время отдавая должное и более традиционным джазовым стилям. Такие опыты оказались удачными. С одной стороны, этот биг-бэнд звучит весьма современно. С другой, в стремлении к актуальности он не впадает в популизм, сохраняет чувство хорошего вкуса и уверенно маневрирует между мейнстримом и авангардом. А главное, он стабильно создает яркий и умный материал.

Даже к третьему альбому подход ансамбля не приелся: «Good Days» звучит по-прежнему свежо и бодро. Пластинка стартует эмбиентными саундскейпами с птичьим пением («wait»), но затем эффектно набирает обороты композицией «op», сочетающей «математические» ритмы с постбоповым грувом. В этой вещи находится место и для тихого фортепианного соло, и для мощного оркестрового крещендо, работающего уже скорее по законам рок-музыки — и все эти элементы отлично дополняют друг друга.

Альбом вообще оказывается богат на контрасты: например, за размеренной, тяготеющей к дарк-джазу балладой «elegy» (которая вполне может оказаться близкой и любителям построка) следует яростная двухминутная миниатюра «db», под конец которой фри-джазовый забой сменяют урбанистические полевые записи. А, скажем, «(blues for) linu» — это уже совершенно традиционная вещь, хотя диссонирующие гитарные аккорды всё же ненавязчиво вносят в нее дополнительную остроту. Под занавес альбома музыканты беспощадно деконструируют постбоп, доводя его до шумного импров-хаоса в «woody», а затем ставят точку величественно-умиротворенной кодой. И везде они демонстрируют виртуозность и изобретательность.

Коттрелл умело использует потенциал биг-бэнда, который не теряется в таком разноплановом материале, сохраняя пластичность и не впадая в тяжеловесность. Ансамбль из тринадцати человек проявляет удивительную маневренность и с подкупающей легкостью меняет направление в нужных моментах. А умелая работа с саунд-дизайном дополняет музыку новыми интересными деталями. Но аранжировочные изыски — это всё же не главное. Важнее то, что они обрамляют прекрасно выстроенные хуковые композиции, способные зацепить самых разных слушателей: несмотря на свое стремление к авант-джазу, музыка звучит вполне доступно и не перегружает восприятие. Этот материал одинаково хорош во всех своих гранях — и в традиционных, и в авангардных.

Beats & Pieces Big Band выпускает альбомы не очень часто, но каждый из них содержит прекрасный материал, к которому хочется возвращаться. «Good Days» уверенно удерживает планку, а может, поднимает ее еще выше. Это очень достойное продолжение славной дискографии коллектива, убедительно доказывающего, что джазовым биг-бэндам есть что сказать и в наше время.



Слушать на Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии