К этому альбому, как к тушению большого пожара, сложно подступиться. Нам с порога сообщают, что впереди монументальное зрелище, которое потребует от слушателей определенных ресурсов, и в целом не обманывают. Два компакт-диска или три пластинки, почти два часа хронометража, 43 участника на сцене — релизы с такими параметрами в современном джазе случаются нечасто. Да и лидеры Fire! Orchestra — саксофонист Матс Густафссон, басист Йохан Бертлинг и ударник Андреас Верлийн (они же трио Fire!, из которого 14 лет назад вырос оркестровый проект) — с подобным размахом никогда прежде не работали; состав их ансамбля неоднократно менялся, но никогда не превышал трех десятков человек.
А вот в прог-джазе и авангардной музыке 60-х и 70-х такие многоголовые эксперименты как раз случались. Именно там стоит искать корни «Echoes»: в оркестровых работах Джорджа Рассела и Карлы Блей (в особенности для The Jazz Composer’s Orchestra) или в гигантской группе Centipede в 50 человек, собранной пианистом Китом Типпеттом. Все они писали сложно сконструированную, но головокружительную музыку на пересечении жанров: в случае Рассела и Блей — с заходом в фри-джаз и «третье течение», а Типпетта — в рок. «Echoes» наследует всем им сразу и, увы, одновременно всем им же уступает.
Главная беда альбома в том, что силы оркестра на нем преступно расходуются впустую: не пожар, а так, тлеющие угольки. Запись условно разделена на две неравные части, компоненты которых переплетены между собой. Бóльшую из этих частей можно узнать по пометке «ECHOES» в названиях композиций; в меньшей такой пометки, соответственно, нет. Ни в одной из этих частей не проявляется той самой магии биг-бэнда, которую мы ожидаем увидеть в ансамблях такого калибра. То есть когда от мощи духовой группы захватывает дух, звук воронкой перетекает от одной секции оркестра к другой, а аранжировки выстроены настолько искусно и с пониманием внутренней динамики, что никто из исполнителей не чувствует себя на сцене лишним. Такого здесь почти не бывает.
В первой части альбома («ECHOES: I see your eye, part 1», «ECHOES: To gather it all. Once», «ECHOES: A lost farewell» и другие пьесы) композиции вырастают главным образом вокруг настойчиво повторяющихся квадратов ритм-секции. Это дань краут-року и академическому минимализму. Бертлинг и Верлийн воспроизводят свой фирменный, легко узнаваемый звук, который они делали, например, в прошлом году вместе с Ореном Амбарчи. В камерном формате любимый ими прием микроскопических изменений мелодии и ритма производил гипнотический эффект. Здесь он сдерживает энергию оркестра и не дает ему развернуться в полную силу. Иногда, впрочем, оркестр слетает с катушек и выдает какофонические пассажи — играет, поет и кричит всё сразу, вырываясь из туго затянутой ритмической упряжи.
Вторая часть («Sliding whisper of pain», «Welcoming you. Drinking your dream» и другие пьесы) состоит из номеров абстрактных по форме и свободных по замыслу. Вопросов к ним возникает еще больше. Зачем в оркестровом альбоме понадобились импровизационные скетчи, где заняты два-три музыканта? Почему ни в одном из них не проявляется хоть сколько-нибудь ярко ни мастерство солистов, ни композиторская мысль? Что за ценность в этих кусочках — разве не веселее исследовать звук всем оркестром? Что делают прочие праздношатающиеся участники Fire! Orchestra от скуки в эти моменты? Из этих композиций, изданных по отдельности от мелодически и композиционно строгой первой части, вышел бы сам по себе недурной материал. Но здесь они воспринимаются как ненужные паузы в общем нарративе — как будто музыканты каждые десять минут уходят на перекур.
При всех претензиях сказать, что альбом получился откровенно неудачным, нельзя. В лучшие свои моменты (например, в «ECHOES: Cala Boca Menino») он объединяет и подытоживает всё, за что публика любит Fire! Orchestra. Здесь и каскады звуковых контрастов, и умелое использование певучего вокала, и смелость в обращении к широчайшей палитре инструментов — в этот раз из экзотики к гембри, североафриканскому лютневому басу, добавились африканская гитара нгони и бразильский беримбау. Имеется даже джокер в рукаве — камео звездного саксофониста Джо Макфи; он тут не только играет («ECHOES: Lost eyes in dying hands»), но и произносит пламенный монолог в финале.
Если дать этому альбому внимание и терпение, которых он требует, он способен будет увлечь и согреть своего слушателя. Ну а перед теми, у кого мотивации не хватило, потухнет, не успев толком разгореться.
Слушать на Spotify | YouTube Music