Игорь Яковенко, Макар Новиков, Саша Машин — такой состав записывал этот альбом в конце июня 2022 года в Италии, где сейчас живут все трое. Кстати, и лейбл Rainy Days Records в качестве адреса стал указывать не Санкт-Петербург, а Тель-Авив. Но эти обстоятельства места и времени ничуть не отменяют того факта, что Яковенко, Новиков и Машин — очень заметные личности в российском джазе. Каждый из них — обладатель солидного послужного списка, где числятся и участие в совместных проектах с ведущими джазовыми музыкантами США и Европы, и интересные записи, и многочисленные фестивальные выступления. Тандем Новиков — Машин сложился давно и стал одной из сильнейших российских ритм-групп, так что их альянс с Яковенко только добавит интереса к альбому «Hyperfocus». Но давайте всё же поставим в фокус нашего внимания центральную фигуру проекта — самого Игоря Яковенко.
До Московской консерватории и Академии имени Маймонида, где его педагогом по импровизации был маэстро Игорь Бриль, пианист и композитор Яковенко получил инженерное образование в аэрокосмическом университете. Игорь сочинил оперу и записал целый ряд очень крепких альбомов с тонким балансом интереса как к классике, так и к джазу. Благородное академическое туше на редкость органично сочетается у Яковенко-пианиста с темпераментной импровизацией, а композиторскому мышлению Игоря чужды внешние эффекты и трюкачество. Если его прошлогодний альбом «The Process», дуэт с продюсером и диджеем Аликом Христофориди, был несколько неожиданным погружением в мир электронной музыки, то сейчас Игорь Яковенко отдал предпочтение чисто акустическому звучанию и классическому джазовому формату фортепианного трио.
Программа альбома полностью авторская: все семь композиций написал Игорь. Уже со стартовой пьесы «Opening» становится понятно, что партнерам он в этом альбоме оставляет не слишком много пространства для самовыражения — фортепиано царит в «Hyperfocus» почти безраздельно, если не считать нескольких диалогов с контрабасом. В том же первом треке может показаться, что пианистов двое: каждая рука пианиста ведет свою линию, и этот контрапункт лирики и жесткости придает особую атмосферу пьесе, которую я бы назвал самой драматичной в программе.
Впрочем, тут почти каждая пьеса может претендовать на титул «самой». Темповая заглавная композиция — самая джазовая, а самая объемная по времени звучания лиричная пьеса с забавным (и самым оригинальным!) названием «Don’t Ask Yakubovich» — самая «академическая» (это, конечно, тоже джаз, но академические корни Яковенко проявились здесь особенно рельефно). Финальной «Foreboding» я бы отдал лавры «самой коллективной»: пожалуй, именно здесь трио лучше всего выглядит именно как единый организм. Ну а самой красивой композицией в программе назову «No Touch», но это уже чисто вкусовое впечатление конкретного слушателя.
Что ж, контраст с предыдущей работой на новом альбоме очевиден: от электронно-эмбиентного звучания Игорь Яковенко вернулся к полнокровному джазу. Разумеется, в ряды джазовых ортодоксов его не запишешь, это не straight ahead, а вполне себе современный джаз, придуманный и исполненный умным и интересным музыкантом при безукоризненной поддержке коллег.