Bill Laurance & Michael League «Where You Wish You Were» (ACT, 2023) | Джазист |

Bill Laurance
& Michael League
«Where You Wish You Were»
(ACT, 2023)

Американец Майкл Лиг в 2004 году основал группу Snarky Puppy, англичанин Билл Лоуренс — ее участник с самого первого альбома. Дружат они уже много лет, с того времени, когда студент из Университета Северного Техаса Лиг, путешествуя по Англии, познакомился со студентом Университета Лидса Лоуренсом. Но свой дуэтный альбом они записали и издали на мюнхенском лейбле ACТ впервые. Для многочисленных поклонников популярной фанк-джаз-рок-группы Snarky Puppy, пятикратного лауреата премии Грэмми (четыре последних — в одной и той же номинации «Лучший альбом современной инструментальной музыки», а самая свежая — в 2023 году), этот альбом станет сюрпризом во многих отношениях.

Оказалось, что вдвоем, уединившись в домашней студии Майкла под Барселоной (он переселился в Испанию в 2020 году), Лиг и Лоуренс предпочитают выстраивать музыкальный мир, совершенно не похожий на мир Snarky Puppy. Лоуренс полностью отказался от клавишных, синтезаторов и любой другой электроники: всю программу альбома он исполнял исключительно на акустическом фортепиано. Лиг, который в 2021 году уже удивил своим сольным альбомом «So Many Me», где он играл на всех инструментах, включая синтезаторы, и широко использовал разнообразную восточную перкуссию, своим основным инструментом сделал здесь дальнего родственника европейской лютни — струнный инструмент уд, традиционный для всей Передней Азии, а особенно для арабских стран. В проектах world music в последние лет тридцать уд стал столь же культовым инструментом, как индийский ситар в 60-е и 70-е годы, — во многом благодаря работам такого выдающегося мастера, как ливанец Раби Абу Халиль. Майкл Лиг, американец с греческими корнями, в свое время освоил уд под руководством известного армяно-американского музыканта Ары Динкджяна. Но на «Where You Wish You Were» он играет на уде так, что ничего традиционно восточного в звучании его инструмента не возникает.

Точно так же, когда в композиции «Ngoni Baby» он берет в руки уже западноафриканскую лютню нгони, практически ничего общего с world music ни эта пьеса, ни альбом в целом не обнаруживает. Кроме этих экзотов, Майкл работает на альбоме со специально для него сконструированными безладовыми акустической и электрической гитарами, во всех случаях выстраивая вместе с Лоуренсом совершенно особую систему музыкальных координат.

Какая это система координат и с чем ее сравнить в привычных терминах? Если бы из всего альбома прослушать только композицию Лоуренса «Kin», то альбом можно было бы уверенно отправить на полочку с надписью «эмбиент». Но я слушал и пьесу Лига «Round House», где он работает на акустическом басу, а две руки Лоуренса будто превращаются в двух разных пианистов, выдавая эффектный и абсолютно джазовый продукт. В «Bricks», другой композиции Майкла, он играет на уде (опять «не по-арабски»), а Билл нагнетает, пожалуй, наиболее жесткий во всем альбоме ритм. Титульная же совместная композиция «Where You Wish You Were», на удивление оказавшаяся самой короткой (менее двух минут), согревает душу теплым лиричным звучанием фортепиано.

Лоуренс чуть приоткрывает карты, говоря о концепции альбома: «Каждая отдельная композиционная идея имеет здесь большое значение, у каждой своя специфическая задача. За нами нет ритм-секции, мы оперируем только мелодией и аккордами. И мы инстинктивно старались создать пространство, куда людям хотелось бы попасть, где они чувствовали бы себя комфортно. Сегодня, может быть, сильнее, чем когда-либо, мы понимаем, что такое пространство необходимо». Возможно, в этих словах содержится и ключ к названию альбома, скрыто полемизирующиму с названием одного из величайших альбомов Pink Floyd. Могу сказать только, что этот первый дуэтный проект двух столпов Snarky Puppy также вполне способен претендовать на «Грэмми» в категории «Лучший альбом современной инструментальной музыки», но с совсем иным набором достоинств.


Слушать на Bandcamp | YouTube | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии