Black Diamond — дуэт чикагских тенор-саксофонистов Арти Блэка и Хантера Даймонда, играющих вместе с середины 2010-х годов. «Furniture of the Mind Rearranging» — их четвертый альбом и первая запись, выпущенная на крупном европейском лейбле. Иногда к дуэту присоединяются контрабасист Мэтт Улери и барабанщик Нил Хэмфилл; тогда ансамбль переименовывается в Furniture of The Mind, что можно перевести как «мебель для ума». На новом альбоме представлены оба варианта: первые одиннадцать композиций записаны квартетом, а на двух заключительных слышен медитативный диалог Блэка и Даймонда, описывающих эту часть своего творчества как «The Mind Rearranging» («перестройка разума»). Но при чем тут мебель? Всё просто: дуэт сравнивает процесс создания музыки с коллажем, выбором одежды или расстановкой мебели: к базовым элементам постепенно добавляются детали, пока композиция не приобретет «правильную» форму.
Предыдущий альбом дуэта, «A Held Space» (2020), был результатом однодневной студийной импровизации. На нем музыканты отказались от классической ритм-секции, заменив ее экзотическими инструментами вроде гонгов, поющих чаш, рейнстиков (полых палок с насыпанными внутрь камешками или семенами; звук имитирует шум дождя) и калимбы. Новый альбом сохраняет эксперименты с пространством и звуком, но благодаря мощной ритмической основе звучит ближе к современному постджазу, хорошо знакомому поклонникам чикагской импровизационной сцены. Звук Black Diamond замечательно укладывается в современную авант-джазовую сцену Чикаго с ее камерными импровизациями, меланхоличным минимализмом и жанровыми экспериментами.
«Furniture of the Mind Rearranging» воспринимается как цельное музыкальное повествование. Кульминация достигается примерно в середине альбома — в композициях «Mantis» и «Say to Yourself». «Mantis», медитативный и кинематографичный спиричуэл с низким звучанием бас-кларнета и тихим шуршанием барабанов, плавно перетекает в нуаровый фри-джаз «Say to Yourself». Эта вещь — настоящее украшение альбома и, пожалуй, одна из лучших джазовых композиций года. На протяжении всей записи музыканты умело погружают слушателя в свой мир и удерживают его там. В их музыке хватает недосказанности, она одновременно близкая, задушевная, но при этом загадочная. Альбом воспринимается невероятно легко, он создает особую зону комфорта — насыщенный, но очень понятный мир, в котором каждая деталь тщательно подобрана, как в комнате, обставленной со вкусом той самой «мебелью для ума».
Финальные треки возвращаются к камерному формату дуэта. Здесь уже меньше джаза и больше авангардного минимализма. Несмотря на резкий контраст с остальной частью альбома, Блэк и Даймонд доказывают, что им достаточно двух саксофонов, чтобы создать полноценное звучание. Музыка завершается, саксофонисты покидают сцену, но в воздухе остается висеть ощущение многоточия — словно приглашение слушателям самостоятельно закончить рассказ в своей голове. Ну, или дождаться следующей части.
Слушать на Yandex Music | YouTube | Bandcamp