За непритязательным названием скрывается могучее трио: Метте Расмуссен на альт-саксофоне, Крэйг Тэборн на рояле, Чес Смит на ударных. Тэборн и Смит уже работали вместе на сцене и в студии, а в трио с Расмуссен они впервые играли еще в 2016 году.
Что с первых звуков захватывает внимание? Необычное для фри-джаза сведение — с воздухом и мягкостью саунда, а ведь обычно в жанре доминирует прямолинейный напор того же саксофона. Поначалу от этого новшества несколько дискомфортно, но уже под конец первой пьесы понимаешь, что трио создает многоплановую музыку, требующую иного подхода к звучанию. За сведение отвечал не джазовый и не академический специалист, а гитарист инди-роковой группы Deerhoof Джон Дитерих, правда, давно вовлеченный в импровизационную сцену. Его взгляд добавил музыке неожиданных оттенков.
Метте Расмуссен давно зарекомендовала себя как одна из ведущих саксофонисток в импровизационной музыке. Мощная подача и напористый звук альт-саксофона вновь впечатляют, хотя на новой пластинке даже ее энергетика порой теряется на фоне клавишных и ударных. Показательна середина пьесы «Existension», в которой открывается иная сторона Тэборна, громкая. Он, будучи явным гением, может играть всё, но чаще его можно заметить в камерных и интеллигентных составах, исполняющих непростой композиционный джаз. Здесь же он показывает более экспрессивную сторону своей игры. Или, точнее, ее разноплановость, ведь уже в следующей вещи, абстрактной зарисовке «Brooders of Joy», раскрывается его мягкий и изысканный звук. Чес Смит при этом поддерживает все инициативы, обыгрывая любые пассажи — и так легко, словно ему это дается совсем без усилий. За универсальность Смита ценят десятки бэндлидеров, от Джона Зорна и Мэри Хэлворсон до Леонида Фёдорова и Марка Рибо.
Американцы устраивают слушателю введение в импровизационный мат-джаз с пьесой «Planisphere», навевающей ассоциации с Тимом Берном, в составах которого играли и Тэборн, и Смит. Для Метте это непривычные рамки, но она справляется с вызовом. Вместо того чтобы прогнуться под манеру североамериканских виртуозов, Расмуссен отвечает своей шершавой и отрывистой фразировкой. Финальная часть пьесы приближает трио к европейскому фри-джазу, в котором Крэйг и Чес чувствуют себя так же уверенно (удивляться нечему, достаточно вспомнить про их прекрасный двойной альбом в квартете с Эваном Паркером и Дэйвом Холландом).
Дальше трио углубляется в сонористику другого рода. Почти шестиминутная «In Search of Soul Pane» будто взята из репертуара современной европейской академической импровизации. Расмуссен экспериментирует с препарированным саксофоном, извлекая дребезжащие звуки, а Смит демонстрирует разнообразные перкуссионные техники. Альбом завершается динамичной пьесой «Proven Right, Then Left, Then Right» с явным фри-джазовым характером, замыкая круг и возвращая к атмосфере первых треков.
Суммируя ключевые элементы — саунд, сведение, разнообразие материалов, драматургию альбома и взаимодействие музыкантов трио, — справедливо будет назвать этот альбом одним из явных кандидатов в списки лучших фри-джазовых работ года. Это также значимый шаг в карьере Расмуссен, который, несомненно, приведет ее к новым достижениям. Ее дискография пока что не очень обширна, но «Weird of Mouth» займет в ней заметное место.