Ingrid Laubrock,
Tom Rainey
«Brink»
(Intakt, 2024)

Саксофонистка Ингрид Лауброк и барабанщик Том Рэйни часто играют вместе — и вдвоем, и в компании других музыкантов в рамках более широких проектов, от композиционного джаза до свободной импровизации. В формате дуэта их дискография насчитывает пять официальных альбомов и несколько самоизданных сборников. Многолетняя совместная работа сформировала уникальный язык дуэта, который раскрывался постепенно.

Их первый альбом «And Other Desert Towns» вышел в 2014 году на лейбле Relative Pitch Records. Этот часовой альбом из десяти пьес, записанных в студии, сразу раскрыл музыкальные принципы пары. Лауброк и Рэйни интересовала камерная свободная музыка, которая не избегает мелодий и ритмических рисунков, корнями уходящих в джазовое наследие. В 2016 году Ингрид и Том выпустили концертный альбом «Buoyancy», записанный после семнадцати выступлений в туре. Если в студийной записи идеи были конкретны и хорошо структурированы, то на концерте они развернулись во всей широте, создавая динамичное, захватывающее повествование. Лауброк и Рэйни находят баланс между напористыми формами фри-джаза и европейской сонористикой, создавая собственное звучание.

В 2018 году музыканты снова отправились в тур и после него записали студийный альбом «Utter». На этот раз схема работы была противоположной: материал для будущих пьес сформировался во время выступлений. Во время ковидных ограничений 2020 года дуэт записывал домашние сессии, которые стали серией самоизданных альбомов «Stir Crazy Episodes» (1–60), где длина треков варьируется от десяти до тридцати пяти минут. Для широкой публики в 2022 году был выпущен более доступный альбом «Counterfeit Mars» с тринадцатью лаконичными пьесами, каждая из которых воплощает одну идею, а качество записи позволяет детально расслышать нюансы. В этом направлении дуэт продолжил работу на новом альбоме, выпущенном швейцарским лейблом Intakt.

В отличие от предыдущих альбомов, на новом релизе значительную часть композиций написала Ингрид Лауброк. Важное место занимают миниатюры под общим заголовком «Brink» — с английского «грань», которое и дало название всему альбому. Эти шесть минутных интерлюдий создают переходы между основными пьесами, плавно переключая внимание слушателя от одной концентрированной идеи к другой.

В одних треках Лауброк почти не использует расширенные техники игры, сосредотачиваясь на поиске витиеватых мелодических линий. Рэйни же в этом звуке чувствует себя уверенно — сказывается его опыт сотрудничества с композитором и саксофонистом Тимом Берном. В других вещах тенор- или сопрано-саксофон Ингрид звучат в традициях европейской школы, с обилием мультифоников и пространственных сонорных элементов. Том поддерживает и эти начинания, откликаясь тонкой, едва слышной перкуссией. Не лишним будет сделать ремарку о прекрасном взаимодействии музыкантов и умении в любой момент поддержать друг друга. С одной стороны, это очевидные наблюдения. С другой, в свободной импровизации не столь уж часто доводится слышать музыку дуэта, который на постоянной основе работает вместе (даже в пандемию), — тут возникает совсем другой уровень слаженности и взаимопонимания.

Саксофон и ударные — классическое сочетание для свободной музыки. Оно по-прежнему представляет широкие возможности для самовыражения, как молодым, так и опытным музыкантам. Для кого-то такой формат остается проверенной временем формой для экспериментов и выражения идей. Лауброк и Рэйни он помогает открывать новые грани звучания. Дуэт музыкантов становится проводником в два мира: один корнями уходит в американскую джазовую традицию, второй обнажает влияния свободной европейской импровизации. Одновременно с этим на новом альбоме музыканты еще ближе приближаются к камерному академическому звуку. Даже всплески откровенно фри-джазовых мотивов исполнены исключительно внимательно и аккуратно. Погружая в композиционные рамки элементы разных направлений и упорядочивая их, дуэт старается расширить эти границы изнутри. Его ценность — в постоянном стремлении к новизне, к переосмыслению наследия других и собственного творчества, шаг за шагом, альбом за альбомом.



Слушать на Yandex Music | Bandcamp

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии