«Kinetic» — новый альбом бельгийского коллектива Black Flower, который вышел спустя три года после блестящего «Magma». Основатель и главный идеолог проекта Натан Дэмс — человек занятой и разносторонний, «специалист широкого профиля» на современной этно-джазовой сцене. Получив классическое образование, на протяжении всей карьеры Дэмс экспериментирует с фольклорными традициями различных регионов планеты. Он отлично знает музыку Индии, Ирана и Средней Азии, Ближнего Востока и Турции, знаком с балканской и цыганской традициями, участвовал в проектах, вдохновленных звучанием Индонезии и острова Реюньон, — перечислять можно довольно долго. Особое место в его музыкальном мире занимает Африка — и западная часть континента, и Эфиопия с ее древним ладовым наследием, открывшимся миру благодаря эфио-джазу Мулату Астатке и других великих музыкантов. Однако на новом альбоме Black Flower звучат гораздо «глобальнее», а уходящие в глубь веков корни их музыки оказываются переплетены самым причудливым образом.
Творческое и философское послание альбома, по словам создателей, состоит в том, чтобы «быть в потоке перемен, а не сопротивляться ему, освобождаться от ограничений, которые ставит человеческая жизнь». Исходя из названия и контекста музыки — «танцуй, пока можешь, несмотря на окружающий хаос». Работы Black Flower подкупают своей интеллектуальностью и глубиной, группа по-прежнему на голову выше многих коллег по цеху, которые используют африканские и азиатские традиции скорее как красивый орнамент. Музыка Black Flower пропитана каким-то древним знанием и пониманием того, как это знание должно звучать здесь и сейчас.
Действие альбома начинается будто бы где-то в Средней Азии: композиция «Kinetic» кажется футуристичным аккомпанементом танцу сказочного дервиша, который потерялся во времени и пространстве. Поющие на древний лад флейты Дэмса отлично сочетаются с синтезаторными текстурами и хитрым перкуссионным орнаментом. «Kinetic» — самая длинная и чуть ли не самая джазовая вещь на альбоме. Дэмс использует здесь два вида флейты — амхарский вашинт, который делают из бамбука или тростника, и кавал, более сложный, но не менее древний инструмент, распространенный в Турции, на Балканах и в Южной Европе. И если уж речь зашла о музыкальной географии, то на новом альбоме эфиопские мотивы использованы минимально и неочевидно, и в отдельные моменты не совсем понятно, в какую часть планеты музыканты хотят перенести вас.
В «Monkey System» поет Мескерем Меес, чей медитативный вокал стал одним из главных украшений предыдущего альбома группы. На этот раз она предстает уже в совершенно иной ипостаси: здесь она уже не заблудившаяся в джунглях африканская красавица, а мечущаяся и харизматичная панк-дива в духе Энн Кларк или даже Лидии Ланч. «Monkey System» можно назвать главным хитом альбома. Эта композиция звучит как экзотический краут-рок, впитавший элементы протохауса, даба, джаза и поэзии. В «Underwave» коллектив заигрывает с новомодным дарк-джазом, этот трек звучит прямолинейно, грязно и громко, а рок-эстетика соседствует с фольклорной психоделией неустановленного происхождения.
К фирменному хтоническому спиричуэлу музыканты обращаются в «Violet Drift», а все остальные композиции с разной степенью условности можно назвать танцевальными. «Conundrums» откровенно заигрывает с клубной музыкой, а финальная «Particles» звучит как отличный западноафриканский хайлайф, полный примитивных синтезаторных партий, пульсирующих духовых и скачущего ритма.
Все семь композиций альбома пролетают на одном дыхании, а музыканты полностью вовлекают слушателя в свое загадочное путешествие по времени и пространству. Можно поздравить Black Flower с очередной славной главой в истории этого диковинного проекта.