Недавно московская группа «Бром» выпустила альбом «Чёрная голова». Что в нем есть? Много интересных и небанальных ритмов, экстаз музыкального полета, динамика, интенсивность, страсть, запилы на саксофоне Ивана Бурсова, рассыпчатые и четкие барабанные ритмы Богдана Ивлева, упругие бас-гитарные партии Дмитрия Лапшина и экзальтированная электроника Феликса Миренского. Чего нет в этой музыке? Пожалуй, скуки. Музыка оживляет даже самое серое и пыльное пространство, в котором звучит. А если добавить в окружение щепотку оживляющего беспорядка, то можно ожидать угрожающих резонансов и настоящего крышесноса.
Прежде всего удивляет способность музыкантов так органично работать со сложными ритмами и акцентами. Им легко дается ритмическая прог- и мат-роковая экспрессивность трека «Сон милицанера». Звуковой хаос «Макарон» звучит очень прирученно и стройно, и эта свобода, сквозь которую прорезаются брэкстоновские шагающие линии, кажется особым уровнем порядка. Панковый фанк «Пакетика чая» погружает в чокнутые городские грезы и эстетику выдуманных 90-х — такая ностальгия, как и вся музыка альбома, немного безумна. «Ногами вперёд» — диссонантный, пружинистый и стремительный трек с цитатами из сюиты Свиридова «Время, вперёд!». На этом альбоме нет явных проходных треков — от начала до конца он звучит цельно, последовательно, остроумно и интенсивно.
«Бром» — видные и опытные музыкальные экспериментаторы. Чтобы очистить свою музыку от границ и ожиданий, они называют ее no jazz — «ноу-джаз». Действительно, ее непросто описать с помощью общих понятий, если не прибегать к совсем неопределенным вроде «авангарда», «панк-джаза» и «экспериментальной музыки». Эту музыку сложно назвать и каким-то гибридом, хотя в ней есть элементы нойз-рока, мат-рока и свободной импровизации.
Группа работает в необычной для традиционного джаза манере, по духу она ближе к року. Основа музыки — энергичные риффы Дмитрия Лапшина, поверх которых совершается импровизационное буйство и плавают свободные, раскованные мелодии. Ритмы и риффы соединяют отдельные звуковые пятна и мелодию в последовательную структуру. Четкость и прослеживаемость, отсутствие медитативности и (несмотря на риффовую основу) репетитивности, чистое действие, высокая техничность — очевидные достоинства музыки «Брома».
«Чёрная голова» подтверждает: «Бром» продолжает расширять границы того, что мы называем джазовой музыкой. Если вы готовы к экспериментам, этот альбом станет для вас приятным и захватывающим опытом.
Слушать на Bandcamp | Яндекс.Музыка