Charles Lloyd
«The Sky Will Still
Be There Tomorrow»
(Blue Note, 2024)

15 марта, прямо к 86-му дню рождения Чарльза Ллойда, вышел его новый альбом «The Sky Will Still Be There Tomorrow». Это уже одиннадцатый подряд альбом знаменитого саксофониста, флейтиста и композитора под логотипом Blue Note: с 2015 года, по завершении также весьма продолжительного романа с ЕСМ, Ллойд не расстается с этим лейблом. Предыдущие работы выходили очень интенсивно (только в 2022-м появилось три альбома), но студийный альбом увидел свет впервые с 2017 года.

Альбом двойной, неизбежно вобравший в свою программу старые, звучавшие и ранее пьесы Ллойда. Но при этом почти половина программы — совершенно новые его композиции: титульная «The Sky Will Still Be There Tomorrow», «The Water Is Rising», «Late Bloom», «The Ghost of Lady Day», «Sky Valley», «Spirit of the Forest» и пьеса с удивительно оптимистичным названием «When the Sun Comes Up, Darkness Is Gone». И это всё сочинил и исполнил музыкант на девятом десятке! Браво, Чарльз Ллойд, иначе не скажешь! Разумеется, сам Ллойд свой возраст осознает. В интервью лондонскому Jazzwise он откровенно заметил: «Я сейчас на последних этапах своего путешествия». Но, как видите, он не только вспоминает былое, но и создает новое. А вспомнить ему есть что…

Как ни парадоксально это звучит, Чарльз Ллойд, музыкант с невообразимо пестрыми корнями (в его жилах смешалась кровь афроамериканцев, индейцев чероки, монголов и ирландцев), навсегда вписал свое имя в историю… советского джаза. Конечно же, я имею в виду выступление квартета Ллойда с Китом Джарреттом, Роном Макклюром и Джеком Деджонеттом в составе на джазовом фестивале в Таллине в 1967 году. Оставим в стороне гастроли Бенни Гудмана в СССР в 1962 году — то был тур под эгидой Госдепа в рамках межправительственного соглашения, да и музыка Бенни была ближе к ретро, — а вот квартет Ллойда впервые показал восторженной публике, что такое современный джаз. Не буду перебирать здесь подробности этого уникального события, очевидцы, критики и журналисты много и подробно о нем писали. Но если для самого Ллойда концерт в Таллине остался эпизодом, еще одной позицией в дискографии (продюсер Джордж Авакян выкупил права на запись и издал альбом «Charles Lloyd in the Soviet Union»), то для советского джаза его визит в Таллин стал вехой, предопределившей для многих наших мастеров пути дальнейшего развития.

Теперь давайте перейдем к более щекотливой теме. А как с историей мирового джаза и местом Чарльза Ллойда в ней? Уверен, что и тут свое место Ллойд застолбил, правда, не на первых ролях. Чарльз и в молодые годы, и позже был последовательным колтрейнистом. Он шел за Колтрейном и в годы его расцвета в начале 60-х, когда музыка Джона была квинтэссенцией авангарда, и в конце 60-х, когда, вслед за духовными поисками Трейна он также начал искать вдохновения в условной «Стране Востока». Сегодня то, что когда-то считалось авангардом, превратилось просто в современный мейнстрим. У Ллойда это мейнстрим высококлассный, с интересной музыкой и высочайшей техникой исполнения — в случае как самого Чарльза, так и его прекрасных партнеров. Пианист Джейсон Моран, басист Ларри Гренадьер и барабанщик Брайан Блэйд — выдающиеся эксперты в своем деле. Поэтому слушать «The Sky Will Still Be There Tomorrow» и провести полтора часа с музыкой этих мастеров — настоящее наслаждение.

Свои весомые козыри квартет предъявляет уже в стартовом треке «Defiant, Tender Warrior», где тенор-саксофон Ллойда и фортепиано Морана взаимодействуют на высоком эмоциональном уровне. Свое искусство флейтиста Ллойд в полной мере продемонстрировал и в короткой интерлюдии «Late Bloom», и в более пространной пьесе «Booker’s Garden» в память об ушедшем в 23 года трубаче Букере Литтле, ровеснике и друге Чарльза. К теням ушедших на этом альбоме Ллойд обращается еще не раз. Очень эффектно звучит «Monk’s Dance», а для Билли Холидей он специально сочинил пьесу «The Ghost of Lady Day». Отзвуки высоких традиций афроамериканской духовной музыки появляются в «Balm in Gilead», а философский взгляд на жизнь умудренного человека, который стоит на пороге неизбежного, очевиден в титульной пьесе «The Sky Will Still Be There Tomorrow». Впрочем, мне приятнее считать этаким творческим завещанием Мастера уже упомянутую выше пьесу «When the Sun Comes Up, Darkness Is Gone» — ее неунывающий дух помогает продолжать жить в наши невеселые времена.


Слушать на Spotify | YouTube

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии