Charles Lloyd
«Trios: Chapel»
(Blue Note, 2022)

Потрясающая творческая активность 84-летнего саксофониста Чарльза Ллойда не может не восхищать. В столь зрелом возрасте маэстро чуть ли не каждый год радует своих поклонников. Альбом «Tone Poem» его группы The Marvels, изданный в прошлом году, критики влиятельного британского журнала Jazzwise назвали альбомом года. На 2022-й Ллойд наметил еще более масштабный проект — три альбома в формате трио, на каждом из которых Ллойд играет с разными партнерами. В планах «Trios: Ocean» с гитаристом Энтони Уилсоном и пианистом Джеральдом Клэйтоном, а также «Trios: Sacred Thread» с гитаристом Джулианом Лажем и знаменитым мастером игры на барабанах табла Закиром Хуссейном. Но эти работы еще ждут своего издания, а пока поговорим о вышедшем в конце июня альбоме «Trios: Chapel», где партнерами Ллойда стали гитарист Билл Фризелл и басист Томас Морган.

Из участников этой записи представлять надо разве что «юного» сорокалетнего контрабасиста Моргана, который годится Фризеллу в сыновья, а Ллойду — во внуки. Тем не менее это весьма опытный и мастеровитый музыкант, работавший со многими звездами джаза и, в частности, не раз игравший именно с Биллом Фризеллом. Что касается его партнеров, скажу только, что Чарльз Ллойд вписал свое имя в историю не только американского, но и советского джаза (имею в виду выступление его легендарного квартета с Китом Джарреттом, Джеком Деджонеттом и Роном Макклюром в 1967 году на фестивале в Таллине), а Фризелл не только построил блестящую сольную карьеру, но и заработал репутацию идеального сайдмена, этакого «музыкального хамелеона», который легко вписывается в любой состав и любую стилистику. Поэтому от «Trios: Chapel» можно было ждать многого.

Название свое альбом получил по месту записи: в декабре 2018 года музыканты собрались в часовне Коутс в Сан-Антонио (Техас) с идеальной акустикой. Ллойд, Фризелл и Морган (как видите, без барабанщика) отыграли здесь пять пьес — три композиции Ллойда и два кавера. Стартовал концерт с пьесы Билли Стрэйхорна «Blood Count», настоящего мастер-класса от Чарльза Ллойда. Ветеран необычайно лиричен в этой пьесе, его тенор-саксофон плавно путешествует от верхов к низам и обратно, а техника игры великолепна — словом, Ллойд во всей красе. А вот в собственной пьесе «Song My Lady Sings» он уступает зачин гитаре и контрабасу, чтобы присоединиться к их неторопливой беседе ближе к середине композиции. Здесь очень хорош Фризелл, задающий особую интимную атмосферу.

Лирика (даже, можно сказать, тропическая нега) и всё тот же неторопливый темп царят в пьесе «Ay Amor» кубинского автора Бола ди Ньеве. Латинский аромат здесь ощутим, но гораздо сильнее он выражен в финальной композиции Ллойда «Dorotea’s Studio», посвященной его спутнице жизни Дороти. Тенор-саксофон и гитара здесь словно соревнуются в экспрессии и яркости звучания. А между двумя этими композициями Ллойд меняет тенор-саксофон на альтовую флейту, чтобы исполнить другую свою пьесу, «Beyond Darkness». Здесь звук его инструмента безмятежно порхает на фоне чуть более жесткой по сравнению с другими треками линиями гитары и контрабаса.

Очень достойная работа. Но всё же к этой объективной бочке меда рискну добавить очень субъективную… даже не ложку, а всего лишь каплю дегтя: в этом альбоме мне не хватило динамики. Но это личное мнение, так что каждый в «Trios: Chapel» услышит свое.


Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии