Charles Mingus «At Bremen 1964 & 1975» (Sunnyside, 2020) | Джазист | Рецензии

Charles Mingus
«At Bremen 1964 & 1975»
(Sunnyside, 2020)

Четырехчасовой сборник неизданных концертов контрабасиста и композитора Чарльза Мингуса «At Bremen 1964 & 1975» начинается с прощания. Трек «Hope So Eric» был импровизированным расставанием с альт-саксофонистом, флейтистом, бас-кларнетистом Эриком Долфи, который после окончания немецкого тура в 1964 году должен был покинуть группу и обосноваться в Европе. Спустя два месяца после концерта в Бремене, который засвидетельствован на пластинке, Долфи не стало. Мингус позднее поменяет заглавие композиции на «So Long Eric», удачно скрестив легкую «разговорную» интонацию оригинала с трагедией, которую случайно удалось предсказать.

На бременской записи музыканты, как будто предчувствуя, что расстаются навсегда, не спешат поставить точку, и с характерным для Мингуса дионисийским наслаждением продолжают перебрасывать друг другу музыкальные нити в получасовой «Hope So Eric». Праздник продолжается и на «Fables of Faubus» — одной из самых известных композиций Мингуса, которую секстет с участием трубача Джонни Коулза, саксофониста Клиффорда Джордана, пианиста Джеки Баярда и барабанщика Дэнни Ричмонда исполняет, как и положено, дико, бесцельно и отчаянно. Ценность записей 1964 года еще и в том, что в таком составе группа так и не успела ничего записать в студии. Тур по Европе стал последним в группе Мингуса и для Джонни Коулза, у которого прямо во время выступления в Париже открылась язва желудка (к счастью, он дожил до 1997 года). Примечательно, что Коулз и Баярд всё же находили в этой музыке едва заметные лирические интонации, которые придавали безудержному празднику нотки печали — мысль о том, что всё кончается…

Что касается Долфи, то, пожалуй, ни с кем он не чувствовал себя настолько растворенным в группе, как с Мингусом. Не всегда понятно, когда он вступает, а ведь прямо во время композиции он нередко еще и менял инструменты, виртуозно маскировался и преображался, как хамелеон. 

Хотя на этом издании всего лишь две композиции из тура 1964 года с участием Долфи, нельзя сказать, что этого мало: первый диск масштабно вводит слушателя в мингусовскую атмосферу хаотической слаженности, сложных контрастов и упоительной свободы. Остальная и бóльшая часть «At Bremen 1964 & 1975» разворачивается в совершенно другую эпоху — не самую известную в творчестве Чарльза Мингуса. Материал концертов 1975 года основан на альбомах-двойниках «Changes One» и «Changes Two», записанных с трубачом Джеком Уолрэтом, саксофонистом Джорджем Адамсом, пианистом Доном Пулленом и бессменным Дэнни Ричмондом на ударных. Музыканты прекрасно уловили интонацию и многообразие музыки Мингуса, и по сравнению с туром 1964-го играют как будто более согласованно, точно. Впрочем, им хватает смелости переступать привычные границы, «путешествовать» в неочевидные музыкальные дали вполне в духе тех, по которым странствовал Эрик Долфи. Главный герой тура 1975 года — Дон Пуллен, чьи клавиши буквально ведут весь коллектив. В получасовой «Sue’s Changes» живо ощущается его удивительная жажда обуздать хаос, отдавая себя всего бессознательному потоку.

Музыка Мингуса удивительно эклектична, и самое поразительное во всех его лучших работах — то, как он находит гармонию между столькими несоответствиями, как моментально возникает у него и его группы такое количество ассоциаций с джазовым прошлым и современностью по принципу коллажа. Поэтому в представленном на альбоме туре 1975 года неожиданными переливами и свиданиями воплощается история джаза — от Чарли Паркера и Дюка Эллингтона (красивейшая «Sound of Love» Эллингтона — чудесная работа Пуллена и Адамса) до фри-джаза в духе Сесила Тэйлора.

Нельзя обойти стороной и подчеркнуто политическую тему выступления. Мингус и до этого славился провокационными заявлениями и неравнодушием к социальным проблемам. В этом плане четвертый диск бременских записей можно назвать самым захватывающим. В год протестов Black Lives Matter слушать «Free Cell Block F, `Tis Nazi USA» и «Remember Rockefeller at Attica» даже слегка неудобно: прошло 45 лет, а композиции звучат так же свежо и, увы, актуально. Та же «Fables of Faubus» в 1975 году больше заряжена политически, чем в 1964-м, и, хотя она вдвое короче, страсти и жажды перемен в ней явно больше. Это гимн иронии и недоверию к власти, ода побегу от системы, намеренной отчужденности от всего официального и «важного».

Сборник «At Bremen 1964 & 1975» получился разнообразным и охватывает разные этапы творчества Мингуса. Пожалуй, записи с Эриком Долфи 1964 года ценны в первую очередь с исторической точки зрения, в то время как концерты 1975-го слушаются более цельно и контрастно — и это еще один повод обратиться к поздним вещам Мингуса, в которых он с таким мастерством жонглирует стилями и смыслами. Заканчивается альбом патетичной «Devil Blues», в которой Джордж Адамс по-волчьи ревет на саксе и собственным голосом. И в этой композиции, в общем-то, сравнительно простенькой и конкретной, ощущается удивительное умение Мингуса — хранить и воплощать глубину народной музыки, как это было в его «Blues & Roots», превращать неказистое, хаотичное, «нестройное» в подлинный эпос человеческого духа.

Об авторе

Кирилл Горячок

Кинокритик, искусствовед, неравнодушен к старому джазу и блюзу. Автор Telegram-канала Blues & Roots.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии