Последний совместный альбом классика мирового джаза и выдающегося музыканта, практически в одиночку вернувшего в широкий джазовый оборот давно, казалось бы, отправленный в отставку инструмент. Богатейшее наследие пианиста Чика Кориа включает в себя немало дуэтных проектов. Возможно, наиболее прославленными являются его работы с вибрафонистом Гэри Бёртоном, в которых сочетание фортепиано и вибрафона было для своего времени достаточно редким явлением. Но и дуэты Кориа с банджоистом Белой Флеком создавали звучание по-своему уникальное. В 2007 году их первый дуэтный альбом «The Enchantment» сразу был удостоен латинской «Грэмми». В 2015 году появился еще один совместный проект, концертник «Two». Музыканты много гастролировали вместе, последний раз в 2019 году. Чик говорил об их совместной работе: «Наш дуэт с Белой стал очень сплоченным и комфортным-комфортным в духовном смысле. И это не значит, что мы не ищем музыкальных приключений, я знаю: всё, что мы намечаем, будет дышать музыкой». Бела отзывался о партнере в куда более восторженном стиле: «Я знаю, что это звучит нереально. Но это произошло. Однажды я сыграл на банджо в дуэте с Чиком Кориа».
И вот, через три года после смерти Чика Кориа в 2021 году, Бела Флек стал продюсером увидевшего свет в мае большого двойного альбома «Remembrance», вобравшего в себя их последние сессии и концертные выступления. Представлять в этом обзоре Кориа, обладателя 63 номинаций на «Грэмми» и 22 раза завоевывавшего эту премию (он четвертый в списке «королей» «Грэмми» за всю историю), вроде даже как-то неприлично. А вот про Белу Флека несколько слов всё же скажу.
Редчайший талант позволяет этому музыканту быть «своим» чуть ли не в любой музыкальной стилистике, играя на высочайшем уровне. Кстати, и Чик был таким же музыкальным хамелеоном, легко приспосабливавшимся к самым разным условиям. Небольшое личное «открытие»: долгое время, исходя из имени, я предполагал, что Флек — музыкант с венгерскими корнями. Но нет, коренной обитатель Нью-Йорка, он был просто обречен стать музыкантом. Полное имя, которое дали ему родители выглядит так: Бела Антон Леош Флек — в честь, соответственно, Белы Бартока, Антона Веберна и Леоша Яначека. Получив в 15 лет банджо в подарок от деда, Бела с тех пор не расстается с этим инструментом. И у него также солидный список «Грэмми»: 17 премий и 39 номинаций со знаменитой группой Béla Fleck and the Flecktones и в других составах. При этом Флек чуть ли не рекордсмен по «разбросу» номинаций: тут и блюграсс, и джаз, и классика, и рок, и поп-музыка, и несколько разновидностей world music.
Но вернемся непосредственно к «Remembrance». В альбом вошло четырнадцать треков. Пять из них — это короткие, до двух минут, но весьма содержательные импровизации. Остальное — ювелирная версия «Bemsha Swing» Телониуса Монка и Дензила Беста, фантастической красоты квазиакадемическая «Scarletti Sonatas» и, наконец, пьесы Флека и Кориа, причем три композиции Кориа ранее не издавались. Две пьесы Флека, «The Otter Creek Incident» и «Juno» (названа в честь сына музыканта) — новые, а «Small Potatoes» напоминает времена увлечения музыкантов авангардным джазом. Среди пьес Кориа выделяются титульная «Remembrance», последняя в жизни запись Чика, «Continuance» и «Enut Nital» (странное название? Прочтите его справа налево, и вам всё станет ясно) — на мой вкус, вершина замечательного альбома с тонким ароматом латинского джаза, который так близок обоим музыкантам.
И напоследок хочу отметить прекрасную обложку альбома с лаконичным цветком, органично соединившим в изображении банджо и клавиши фортепиано — так же органично, как они соединены в музыке Чика Кориа и Белы Флека.
Слушать на Spotify