Когда вы видите перед собой фортепиано, гитару, бас, ударные и саксофон, то сразу думаете: будут играть джаз. Но в случае с московским коллективом Excite Quintet всё не так просто. Формальные признаки на месте: перед вами действительно импровизационная музыка, сыгранная на типичных для джазового квинтета инструментах. Однако энергия и напор музыкантов сродни заправским рокерам. Откуда эта любовь к хип-хопу и электронике, напоминающая не Телониуса Монка, а DJ Shadow? Почему, в конце концов, складывается впечатление, что их место не в джаз-клубе, а на стадионной арене?
Excite Quintet сложился всего два года назад и за это время выковал достаточно железа, чтобы подтвердить свое трудолюбие и упорство. Группа отыграла полсотни концертов, получила резидентство в Клубе Алексея Козлова, стала хедлайнером третьего Moscow Jazz Festival и победителем шоукейс-фестиваля New/Open в Екатеринбурге, выиграв грант на запись дебютного альбома. Несмотря на молодость участников, все они имеют большой опыт сценических выступлений: пианист и бэндлидер Владимир Чепрасов и саксофонист Егор Попов аккомпанировали Ларисе Долиной и Uma2rman, барабанщик Омар Саидов играл с Мотом, басист Артур Мартиросян и гитарист Святослав Епифанов выступали в оркестре тромбониста Сергея Долженкова (последний гостит в треке «Labels»).
Должно быть, именно работа с эстрадными звездами обеспечила музыкантам навык «прокачивать толпу». Музыка Excite Quintet отличается мощным звуком (оцените драйв стартовой «Kak-tak-ta») и способностью разгонять композиции до внушительных масштабов. В некоторых треках («Homecoming», «Emptiness») музыканты используют резкие переходы и паузы перед кульминацией, создавая эффект, похожий на «дропы» из клубной танцевальной электроники. Они изобретательны в звуке — например, пропускают гитару через процессоры, придавая ей космическое, надрывное звучание, как у синтезатора-«расчески», что добавляет эмоциональности. Музыку, которая получается в результате, проще всего описать как упоительную.
Ключевые элементы музыки квинтета — звук и мелодия, что роднит их с экспериментальными джазовыми коллективами новой волны, такими как GoGo Penguin, Portico Quartet и The Bad Plus. У Excite Quintet настоящий талант писать простые, но запоминающиеся мелодии, авторами которых значатся Попов, Чепрасов и Саидов (в его «Thoughts at the End of the Day» играет еще один специальный гость — саксофонист Артём Баденко). Мелодическая простота делает материал доступным широкой аудитории — чтобы понять и полюбить его, совсем необязательно быть поклонником джаза. Есть, впрочем, и обратная сторона такого подхода: он несколько скрадывает, насколько перед нами умелые исполнители. Музыканты предпочитают создавать образы и эмоциональную глубину, а не выставлять свое мастерство напоказ — что резко контрастирует с многими джазовыми музыкантами их возраста.
К дебютам нередко подступают с осторожностью, чтобы заручиться широкой поддержкой аудитории. Гораздо безопаснее взять проверенные временем стандарты, прикрутить к ним классические аранжировки да и записать результат, чтобы было что представить по запросу на проведение корпоративных вечеринок. Куда более рискованный маневр — использовать дебют как платформу для трансляции своих композиторских идей и уникального стиля. Excite Quintet предпочитает второй путь, и уже за один лишь этот выбор он достоин уважения.
Слушать на Spotify | Яндекс.Музыка | VK Музыка | ЗВУК | MTC Музыка | YouTube | YouTube Music