Mikael Máni
«Guitar Poetry»
(ACT, 2024)

Уверен на девяносто девять процентов, что практически все читатели сайта, равно как и я сам, ранее никогда не слышали музыку Микаэля Мани, да вряд ли слышали и само это имя. Неудивительно. На широкий европейский джазовый рынок Мани вышел только в этом году, в конце марта, дебютировав альбомом «Guitar Poetry» на респектабельном немецком лейбле ACT Music. Впрочем, на своем родном острове, в стране гейзеров и вулканов с неудобопроизносимыми именами, этот молодой исландский музыкант, чье полное имя звучит как Микаэль Мани Асмундссон, уже достаточно известен.

Родился Микаэль в 1995 году в семье меломана, владельца небольшого лейбла и музыкального магазина, обладателя огромной коллекции пластинок. С юных лет Микаэль начал играть на фортепиано, а на 12-летие дядя подарил ему гитару. Этот подарок стал ключевым в дальнейшем музыкальном развитии Мани. Семью годами позже Микаэль отправился на учебу в Нидерланды и в 2018 году получил степень бакалавра в Консерватории Амстердама. В 2019 году Мани выпустил свой дебютный альбом «Bobby», за которым последовало еще несколько дисков. На родине он стремительно выдвинулся в ряды лучших джазовых музыкантов. В 2017 году альбом «Beint Heim», записанный дуэтом Marína & Mikael, удостоился номинации на Исландскую музыкальную премию, «Nostalgia Machine» был назван альбомом года ведущей газетой страны, а в 2023 году альбом «Innermost», записанный в формате квинтета, был признан джазовым альбомом года и принес Микаэлю долгожданную премию. Музыка Мани широко транслируется по радио, причем не только местному, но и, например, на «Би-би-cи».

И вот в ноябре 2023 года в одной из студий Амстердама родился «Guitar Poetry», полностью сольный альбом Микаэля Мани из одиннадцати треков, из которых только два были выполнены с наложением звука. Альбом прогремел. Такое авторитетное издание, как американский DownBeat дал ему четыре с половиной звезды из пяти и несколько высокопарно назвал его «импрессионистской жемчужиной». Чем так привлек суровых обычно критиков DownBeat этот проект? Чтобы попытаться понять систему музыкальных координат, в которой работает Мани, будет полезно прислушаться к его собственным высказываниям.

Было бы логично, если бы молодой джазовый гитарист равнялся на такие образцы, как Джим Холл, Уэс Монтгомери, даже Джордж Бенсон, или на кого-то из европейцев. Но нет! У Мани совсем другие ориентиры: «Я люблю музыку Джони Митчелл и Боба Дилана. Думаю, именно тут основная причина того, что мои композиции для гитары так легко напевать». «Guitar Poetry» он называет смесью джаза, рока и импрессионизма. И наконец ключевая, на мой взгляд, цитата: «“Guitar Poetry” — это интимный альбом, возможно, мой самый личный. Мне хотелось его записать, потому что я сочинял композиции, чтобы справиться со своими эмоциями и отразить свое замешательство, счастье, печаль и разочарование в форме музыки».

Не забудем, что Микаэль Мани еще весьма молод. И все эмоции, связанные с любовно-лирическими переживаниями, для него особенно важны. А если учесть, что Микаэль от природы прекрасный мелодист (его музыка действительно очень певуча), то вся гамма его чувств очень точно отражается в музыкальном контексте. Особенно показательна в этом отношении стартовая пьеса «Shell Arrive Between 10 & 11». Очень живо и наглядно ощущаешь весь спектр переживаний ожидающего встречи молодого человека — от спокойного размеренного развития («надежда и предвкушение»), до взрыва эмоций в середине пьесы («а вдруг не придет?») — пожалуй, единственного эпизода с явно роковыми интонациями — и возвращения к уверенности в финале пьесы. Сюда же можно отнести такие композиции, как более игривая «Katie, Not Klara» и минорные «You Know How This Will End» и «Closing the Book». Мани не склонен к быстрым темпам, в этом он близок к «северному стилю», нет у него головокружительных импровизаций, практически не услышал я в его музыке влияний блюза или повсеместно модной латины. Его манера игры куда больше напоминает фолк-гитаристов, и в этом смысле понятно его отношение к музыке Митчелл и Дилана.

Исландия не перестает удивлять — от блистательной Бьорк и до футбольной сборной образца 2016 года. Молодого и разительно не похожего на своих коллег Микаэля Мани я бы тоже занес в этот список. Это имя стоит запомнить.


Слушать на Bandcamp | Spotify | Яндекс.Музыка | YouTube | YouTube Music

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии