Скоро уже три года, как его нет с нами, а мне всё трудно свыкнуться с этой мыслью… У меня особое отношение к этому музыканту. Прошу прощения у читателей за то, что отнимаю у них время этими несколькими строками личных воспоминаний. Чик Кориа был тем человеком, который своими альбомами «Return to Forever» и «Hymn of the Seventh Galaxy» протоптал для меня тропинку к стране джаза, бесконечной стране, географию которой я до сих пор с удовольствием исследую. Именно о нем я написал первую в своей жизни большую статью для давно уже не существующего журнала. С белой завистью слушал рассказ коллеги по минскому джаз-клубу, которому в 1982 году удалось побывать на концерте Чика Кориа и Гэри Бёртона в Спасо-хаусе, резиденции посла США в Москве. Каждый новый альбом Чика всегда был для меня огромным праздником.
Так я воспринимаю и этот огромный концертный альбом (3 LP или 2 CD), вышедший в ноябре текущего года на Candid Records, последний альбом, программу которого отбирал и продюсировал (вместе с Дэйвом Уэклом) сам Чик Кориа. Группа Chick Corea Elektric Band возникла в середине 80-х. Время расцвета музыки фьюжн вроде бы уже давно ушло, а фьюжн стал вырождаться в пустоватые коммерческие поделки. Но Чик, создав этот коллектив, начал процесс реанимации интереса к качественному фьюжну на новом уровне. Ему уже не тридцать, как в годы Return to Forever, а все сорок пять — время расцвета физических и творческих сил. В новую команду он отбирает молодых (всем им еще нет и тридцати) талантливых одногодков: басиста Джона Патитуччи, ударника Дэйва Уэкла, саксофониста Эрика Мариенталя и гитариста австралийского происхождения Фрэнка Гамбале (у которого итальянские, как и у Чика, и у Патитуччи, корни). С 1986 по 1993 год Chick Corea Elektric Band записывает шесть отличных студийных альбомов, а потом Чика увлекают новые идеи. Он еще записывает один альбом с новым составом группы, но потом прочно переходит к другим проектам.
Своими проектами, неизменно высокопрофессиональными, но не всегда столь же интересными в творческом плане (Эрик Мариенталь вообще впал во смус-джазовый грех) занялись и его музыканты. Так продолжалось довольно долго. А потом они соскучились друг по другу. Вот как вспоминает об этом сам Кориа: «Как мы воссоединились? Где-то в 2015 году Уэкл написал электронное письмо, разослав его всем участникам нашего ансамбля. Он писал: “Эй, ребята, как дела? Чем занимаетесь? Я прослушивал наши прежние вещи. Это классно! Что случилось? Давайте что-нибудь устроим”. И я вижу, как один за другим откликаются Эрик, Джон, Фрэнк, и все говорят: эй, давайте опять соберемся вместе. И мы сделали это».
Они сделали это: с 2016 по 2018 год возрожденный в оригинальном составе Chick Corea Elektric Band гастролирует по стране и за рубежом, дает с неизменным успехом большие концерты. Из этих-то материалов (концерты в Нью-Йорке, Токио, Сономе и два выступления в Лос-Анджелесе в разные годы) Кориа, Уэкл и звукоинженер Берни Кирш, работавший над всеми предыдущими альбомами Elektric Band, собрали программу альбома с ярким и философским названием «The Future Is Now».
Пожалуй, я воздержусь от описания своих эмоций от услышанного: бессмысленно описывать, как солировали Гамбале, Мариенталь или Патитуччи и как хорошо работал за клавишами Кориа, а за ударными Уэкл. Поклонники музыки Чика Кориа хорошо представляют себе это сами. А вот композиции, вошедшие в альбом, перечислю. Их всего девять (думаю, фэнам Кориа это будет интересно): «Charged Particles», «Trance Dance», «Cta», «Jocelyn – The Commander», «Beneath the Mask», «Ished», «Alan Corday», «Johnny’s Landing», «Got a Match». Да, всего девять на двухчасовой альбом; не забывайте, что это концертные записи, и, скажем, «Trance Dance» (мой персональный фаворит альбома) звучит более пятнадцати минут, а треки «Johnny‘s Landing» и «Got a Match» — почти двадцать каждый. И не забывайте, что время неумолимо, и на этих записях партнерам Чика под шестьдесят, а он сам уже перешагнул семидесятипятилетний рубеж. Поверить в это, слушая «The Future Is Now», наслаждаясь длинными сольными партиями музыкантов, их ювелирно точными диалогами, трудновато.
Время, конечно же, неумолимо. Именно оно гораздо раньше, чем можно было представить, отняло у нас Армандо Антонио «Чика» Кориа, но вот над его музыкой, в том числе прозвучавшей на «The Future Is Now», оно всё же не властно.