Chris Potter
«Got the Keys to the Kingdom: Live at the Village Vanguard»
(Edition, 2023)

Обложка нового альбома Криса Поттера радует яркими и сочными красками, подобными голосу его саксофона. В своем фирменном стиле Крис играет длинными нотами, щедро декорируя звук орнаментикой и другими украшениями. Один из лучших, если не лучший, в современном джазе мастер игры на тенор-саксофоне дает здесь мастер-класс по исполнению редких стандартов и переводу на джазовый язык корневых образчиков бразильской и афроамериканской музыки.

Состоялся этот мастер-класс на одной из самых славных сцен в джазовой истории — в нью-йоркском клубе Village Vanguard в феврале 2022 года, а достоянием поклонников таланта Криса Поттера его сделал британский лейбл Edition Records, с которым американский саксофонист и композитор сотрудничает с 2019 года. До сих пор с логотипом этого лейбла выходили два альбома Криса и его группы Circuits Trio (один из них, «Sunrise Reprise» 2021 года, я уже имел удовольствие освещать на электронных страницах) и сольный проект «There Is a Tide». И вот теперь Edition представляет альбом «Got the Keys to the Kingdom: Live at the Village Vanguard», записанный на концерте в упомянутом клубе. Для того концерта Поттер предпочел формат квартета, в который вошли пианист Крейг Тэборн, басист Скотт Колли и ударник Маркус Гилмор. С каждым из этих хорошо известных музыкантов Поттер уже работал в разные годы.

Программу концерта Крис действительно cоставил необычно. Если его справедливо называют крупнейшим джазовым саксофонистом и композитором, то в последней ипостаси мы его здесь не услышим: звучат только каверы. Как комментирует сам Крис, «это темы, которые исполняются редко». Первой из них стала пьеса видного мастера кантри-блюза с берегов Миссисипи Фреда Макдауэлла «You Gotta Move». Саксофон бывает на первых ролях в блюзе, но Поттер с партнерами исполнили именно джазовый блюз, ни на секунду не теряя его терпкую афроамериканскую основу и одновременно играя первоклассный джаз со стратосферными импровизациями лидера квартета.

Затем последовала вещь ну совсем неожиданная — композиция «Nozani Na», фольклорная мелодия с берегов Амазонки в транскрипции двух бразильских классиков-академистов, Эдгара Рокетт-Пинту и Эйтора Вила Лобоса. Здесь в полной мере проявил себя Тэборн, много работы досталось Гилмору, а на финише Поттер поставил эффектную точку. В сумме же и фольклорные, и академические мотивы вновь переплавились в добротный джаз. Потом настал черед «Blood Count», последней композиции выдающегося аранжировщика и композитора Билла Стрэйхорна, которую он сочинял в 1967 году в больнице, из которой ему уже не суждено было выйти. Балладную грусть пьесы, усугубленную обстоятельствами ее написания, Поттер передает восхитительно длинными фразами при очень тактичной поддержке Тэборна. На мой вкус, это сильнейшая вещь всей программы.

Настроение круто меняется в пьесе Чарли Паркера 1949 года «Klactoveedsedstene». Согласитесь, она действительно не на слуху по сравнению с другими шедеврами Бёрда. Эту композицию Поттер решает в истинно паркеровском духе: стремительный темп, ноты выскакивают, как пулеметные очереди, партнеры с трудом удерживаются за летящим звуком Криса. Сам Бёрд, думаю, остался бы доволен такой интерпретацией.

А затем Поттер вновь обращается к бразильскому репертуару, к пьесе «Olha Maria», совместному детищу трех королей бразильской музыки: Шику Буарки, Антонио Карлоса Жобима и Винисиуша де Мораеша. После басового интро от Скотта Колли Поттер дает прочувствовать всю горькую сладость этой темы, играя на редкость деликатно и сдержанно. И наконец, последний трек, давший название альбому, «Got the Keys to the Kingdom» — традиционная афроамериканская духовная музыка, классический спиричуэл. На финише мастер-класса Поттер показывает, как перенести спиричуэл из условной баптистской церкви на джазовые подмостки, ни на йоту не потеряв экстатический жар оригинала, и при этом создать настоящий джазовый шедевр.

Резюме будет кратким. На календаре апрель, уже немало разной, и очень хорошей в том числе, музыки услышано в этом году. Но ничего сильнее этого альбома я пока не слышал.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии