Sbatax «Spires» (Umlaut, 2023) | Джазист | Рецензии

Sbatax
«Spires»
(Umlaut, 2023)

Французский дуэт Sbatax состоит из тенор-саксофониста Бертрана Денцлера (он швейцарец по рождению, но давно базируется в соседней стране) и ударника Антонена Жербаля. Формат для импровизационной музыки и фри-джаза, откровенно говоря, избитый, но всё равно популярный среди музыкантов. Возможно, интерес к нему уходит корнями в глубокое прошлое, когда первыми инструментами человека были разного рода примитивные стучалки и дуделки. Говорят ли Sbatax какое-то новое слово в формате «саксофон — ударные»? Давайте посмотрим.

Первое, что подмечаешь с самого начала, — экспрессия. Это фри-джаз как он есть, без сложностей в плане саунда: только акустика, и оба музыканта играют на своих инструментах открытым полным звуком. Тенор Денцлера звучит напористо, ударные Жербаля подгоняют саксофониста или заполняют пространство во время его передышек. После нескольких минут понимаешь, что дуэт играет осмысленно концептуально и проповедует нечто вроде «цикличного» фри-джаза, что выгодно отличает Sbatax от множества таких же составов. Используя в качестве основного материала небольшие кусочки-паттерны, музыканты органично переходят из одного состояния в другое, подкидывая друг другу идеи для дальнейшего развития. Одним из ярчайших представителей подобного направления было трио The Ames Room в составе Жан-Люка Гийонне (альт-саксофон), Клэйтона Томаса (контрабас) и Уилла Гатри (ударные). К слову, Денцлер и Гийонне — давние коллеги, которые вместе составили книгу о современной импровизации «The Practice of Musical Improvisation: Dialogues with Contemporary Musical Improvisers».

Для Sbatax новый релиз стал вторым: в 2020 году на том же лейбле Umlaut вышел одноименный альбом, который так и назывался — «Sbatax». Это был концертный релиз, записанный в культовом и уже не существующем берлинском заведении под названием Au Topsi Pohl. Энергия била через край, и за шесть минут до окончания 39-минутного сета публика начала кричать от избытка эмоций. «Spires» лишен такого открытого проявления чувств: музыканты сосредоточены на выполнении поставленных задач, и это вполне соответствует «механистичной» сути музыки. Отсутствие публики сделало запись более камерной, больше внимания уделено отдельным кусочкам, нежели общему течению импровизации. Любопытно сравнить новый альбом и с пластинкой «Heretofore» (2015), где Денцлер и Жербаль играли импров почти академического образца, с множеством расширенных техник звукоизвлечения и заметным вниманием к импровизации, что называется, в моменте. Альбом звучал заумно, но в новой работе Sbatax отошли от подобного подхода.

Так или иначе, проект Sbatax работает как надо, и «Spires» доказывает, что Бертран и Антонен вполне способны изучать территорию фри-джаза не только в концертной обстановке, но и в студии. Переосмысляя взаимоотношения саксофона и ударных, дуэт не старается подавить корневую энергию музыки, а предлагают разобраться, можно ли привнести больше разума в свободную музыку, не потеряв органичности исполнения. При наличии за плечами разнообразного музыкантского опыта Денцлер и Жербаль отвечают: да, можно.


Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии