Порой рассказ об очередном альбоме превращается в замысловатый квест. До знакомства с «Ataraxia» я ничего не слышал о гитаристе и композиторе со звучным именем Франсиско Лело де Ларреа. «Явки и пароли» (читай: Bandcamp-страница музыканта, где я и слушал альбом) оказались чрезвычайно скупы на информацию. Пришлось глубоко окунуться в Сеть (в основном ее испаноязычную часть), чтобы представить нашим читателям этого человека.
Итак, Франсиско Лело де Ларреа — мексиканец. Он родился в Монтеррее, штат Нуэво-Леон, в 1976 году, то есть сейчас он в самом расцвете сил. Получил изрядное музыкальное образование: сначала в родном Монтеррее, затем в консерватории в Мехико, а степень магистра гитарных искусств ему присвоили в Школе музыки имени Аарона Копленда в нью-йоркском Куинс-Колледже в 2011 году. Лело де Ларреа много играл со столь же малознакомыми нам мексиканскими джазменами, а вот среди его американских партнеров встречаются известные имена: Антонио Харт, Тайлер Митчелл, Тана Алекса, Иджей Стрикленд. Франсиско проходил мастер-классы у таких гитарных гуру, как Пэт Метини и Джон Скофилд, брал частные уроки и у других известных музыкантов, выступал в популярных нью-йоркских клубах, объездил с концертными турами обе Америки, Европу, Юго-Восточную Азию, Индию; словом, вполне успешная и интенсивная джазовая жизнь.
Первый свой альбом, названный просто «Francisco Lelo de Larrea 5uintet», он выпустил в 2007 году с партнерами-земляками, а вот второй, «Ataraxia», записывал в 2022 году уже в Нью-Йорке. В интервью одному из мексиканских изданий на вопрос «Почему в Нью-Йорке?», заданный с ноткой ревности, Франсиско честно ответил: «Чтобы иметь возможность записывать музыку с Антонио, Скоттом, Эллиотом и Дэвидом — для меня это дрим-тим».
Что ж, команду гитарист собрал действительно крепкую: опытный, много поигравший и в комбо, и в биг-бэндах альт-саксофонист Дэвид Бинни; англичанин по рождению, но давно уже освоившийся в Америке тромбонист Эллиот Мэйсон; очень известный и востребованный басист Скотт Колли и, наконец, самый именитый — мексиканский ударник Антонио Санчес, уже давно и прочно интегрированный в американский джаз и даже успевший подержать в руках золотой граммофончик премии «Грэмми». Вот с этим составом и был записан альбом «Ataraxia», состоящий из пяти авторских композиций Лело де Ларреа. Пусть вас не смущает короткий список композиций: это не EP, а полноценный альбом на пятьдесят минут звучания. Все пьесы длинные, обстоятельные и разворачиваются они по всем канонам современного мейнстрима.
Пожалуй, это ключевое понятие: по всем канонам. Композитор Лело де Ларреа выстраивает свои пьесы достаточно традиционно — с поочередными соло исполнителей, легко угадываемой логикой смены аккордов, прочной ритмической базой. Гитарист Лело де Ларреа, конечно же, играет соло — и лиричные, как в «Ataraxia», и жестко-упругие, как в «Don’t Mess with the Tlacuache», но нельзя сказать, что он всё время на авансцене. Ничуть не реже вперед выходят и Бинни, и Мэйсон. Надо сказать, в выборе солистов-духовиков состав действительно не самый привычный: сочетание саксофона и тромбона встречается не так часто. Мэйсон, пожалуй, понравился мне больше своего партнера, и особенно хорош он в пьесе, названной Франсиско по мотивам Лавкрафта — «Necronomicon». Несколько раз и весьма по делу авансцену занимает и Скотт Колли. Что же до Санчеса, то он исправно и точно делает свою основную работу.
Квинтет, в общем-то, звучит приятно, но каких-то откровений или неожиданностей здесь не будет — Франсиско идет по проторенной дороге. Возможно, только пока: потенциал у этого музыканта есть. Кто знает, может быть, лет через десять понятие «выдающийся гитарист мексиканского происхождения» будет у нас ассоциироваться в первую очередь не с Карлосом Сантаной, а с Франсиско Лело де Ларреа?
Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music