Ой, а это точно Макбрайд? Такая шальная мысль проносится в голове, когда первая композиция «Head Bedlam» обрушивается на тебя потоком свободной импровизации. Волей-неволей лезешь перепроверять себя: не ошибся ли обложкой, выбирая в библиотеке свежий альбом басиста Крисчена Макбрайда? Когда через минуту «Head Bedlam» выруливает на вполне конкретный фанковый грув, всё становится на свои места: да-да, это старый-добрый Макбрайд, просто с «новой темой». Как-то так расшифровывается сленговое филадельфийское выражение «new jawn», которым Макбрайд назвал свой состав с трубачом Джошем Эвансом, саксофонистом Маркусом Стриклендом и барабанщиком Нашитом Уэйтсом. «Prime» — их вторая за последние пять лет пластинка.
В свое время создание New Jawn позволило Макбрайду резко избавиться от респектабельного флера, окружившего его при работе с биг-бэндом и фортепианном трио. У Макбрайда действительно не отнять умения выглядеть с иголочки, но в New Jawn он предстает перед нами в максимально расслабленном виде. О саунде квартета он сам частенько любит пошутить: мол, это как будто Орнетт Коулман встречает Сонни Роллинза на вечеринке на Карибах. Для усиления эффекта можно даже представить, как, проговорив остроумную фразу своим густым басом, Макбрайд откидывается на спинку стула, широко улыбается и довольно причмокивает. Короче, встречайте — перед вами Крисчен Макбрайд без галстука.
Пожалуй, главная притягательная сила в «Prime» — отсутствие амбиций. Никакой индустриальной бюрократии и гонки за статусом. В кои-то веки над Макбрайдом не висит дамоклов меч неминуемой премии «Грэмми». Это не значит, что альбом получился для Крисчена проходным. Наоборот, в него вложено много сил и умений, и имя свое — «первоклассный» — он получил, думаю, совсем не случайно. За несколько лет плодотворной работы состав сложился, сыгрался и, кажется, достиг своей высшей точки. Просто в отсутствии ложных сущностей Макбрайд слышен в «Prime» таким, какой он и есть на самом деле, — музыкантом с ясными идеями и страстной душой. Привилегии и награды — дело десятое; Главное, оставаться хорошим человеком. Ритм рулит, бас — всему голова; сила басиста не в технических выгибонах, а в саунде. Краткое содержание «Prime» вполне умещается в одно предложение, и лучшей рекомендации к прослушиванию, если честно, не сыскать.
В самом деле, разве стоит как-то дополнительно объяснять, что Макбрайд — выдающийся мастер и сильный лидер? Это он показывал уже не раз и не двадцать. Мало кто способен так же сплотить музыкантов вокруг своих идей и в то же время оставить им полную свободу самовыражения. Каким бы ни был «Prime» Макбрайдом Макбрайдовичем Макбрайдовым, он оседает в памяти благодаря ярким выходам каждого из участников. Тот же Стрикленд, например, сочинил для заглавной композиции одну из лучших своих мелодий. Выкинуть ее из головы так же сложно, как легко начать напевать себе под нос. Соло Эванса в вариации позабытого постбопового номера Вуди Шоу «Obsequious» заставляет жалеть об упущенных возможностях: вот бы отмотать время на пять лет назад и уже теперь точно не провафлить московские концерты этого талантливого парня. В свободных по форме композициях «Moonchild» и «Lurkers» Нашит Уэйтс получает возможность проявить себя не только движущей силой квартета, но и создать искусный звуковой орнамент. Макбрайд же как опытный дядька ведет коллектив за собой, прочной басовой нитью стягивает драматургию «Prime» воедино и тонко расставляет акценты, попутно остроумными аранжировками отдавая дань великим — не только Вуди Шоу, но и всё тем же Орнетту Коулману («The Good Life») и Сонни Роллинзу («East Broadway Roundown»).
Когда альбом заканчивается, как-то сама собой возникает мысль, пусть очевидная и необязательная, но всё же очень важная. Джаз по сути своей — тема неисчерпаемая. Главное, его понимать, любить и не бояться посвятить ему свою жизнь. Спасибо Макбрайду за то, что еще раз помог в этом убедиться.
Слушать на Spotify | YouTube Music | Bandcamp