Luise Volkmann «Rites de passage» (nWog, 2023) | Джазист | Рецензии

Luise Volkmann
«Rites de passage»
(nWog, 2023)

Немецкой саксофонистке Луиз Фолькманн всего 31 год, и она уже успела сделать достаточно солидную карьеру с джазовыми составами разной степени авангардности: Jazzkollektiv Leipzig, Été Large, LEONEsauvage, 3grams и другими. Эти проекты играют довольно разноплановую музыку, но по их записям можно составить общее впечатление о творческих предпочтениях их создательницы: большие ансамбли, эксперименты с вокалом, сочетание импровизации с академическим композиторством и легкое ощущение странности всего происходящего. Выработав хорошо узнаваемый стиль, сама Фолькманн предпочитает роль скорее режиссера, чем главной героини, и как инструменталистка зачастую уходит на задний план. «Rites de passage» — ее первая работа, выпущенная под собственным именем. Она сильно отличается от того, что мы обычно называем сольным альбомом, но в то же время концентрирует излюбленные методы Луиз и выводит их на новый уровень.

Материал записывался в течение нескольких лет в разных местах и с разными составами. В записи участвовало более двадцати человек, включая нескольких вокалистов, духовые и струнные секции, пианистов и барабанщика. При этом солирующий саксофон здесь слышен лишь эпизодически — сама Фолькманн выступает как часть ансамбля, отдавая приоритет другим солистам. В целом такой состав кажется не слишком джазовым, но и материал едва ли можно назвать джазом: в нем Луиз сделала ставку на композиторство, а не на импровизацию (хотя без последней, конечно, тоже не обошлось). «Rites de passage» — альбом с идеей: он посвящен теме сопротивления и переходов, с которыми люди постоянно сталкиваются в своей жизни, будь то физические границы или барьеры в сознании. А музыка на нем в полном согласии с этой идеей успешно ломает барьеры стилистические. 

С самого начала возникает ощущение, что мы слушаем академическую работу: альбом открывается семиминутной пьесой «Water» с классическим вокалом под тревожный аккомпанемент камерного ансамбля. В следующей композиции «Das Meer voller Kinder» направление немного меняется: здесь саундскейпы, немного напоминающие работы Колина Стетсона, взаимодействуют со струнными и глитчевой электроникой. «Coccinella septempunctata» еще дальше заходит на территорию электроакустической импровизации, к середине композиции обретающей неожиданно светлую окраску, — такую музыку можно представить в каких-нибудь жизнеутверждающих киносценах. Далее нас ждут ритмические эксперименты с препарированием хип-хоп-битов, дуэт струнных и фидбэка, еще больше академического вокала и множество других любопытных опытов. Всё это умело украшено изящными саунд-дизайнерскими деталями, делающими общую картину еще интереснее.

«Rites de passage» — очень непростой для восприятия альбом. Заявленные в аннотации обращения к поп-музыке здесь если и встречаются, то явно не играют ключевой роли. В целом же материал склоняется к куда более тяжеловесным жанрам; он звучит довольно мрачно и обращается к непростым темам. А главное, здесь происходит очень многое, и от слушателя требуется серьезная концентрация внимания. Тем не менее восхищения достойна не только амбициозность замысла Фолькманн, но и его реализация. Это серьезная работа с ярким индивидуальным почерком, успешно сводящая воедино множество стилей и создающая хорошо выстроенный нарратив. Альбом ясно дает понять, что его автору есть что сказать.



Слушать на Bandcamp | Яндекс.Музыка | YouTube Music | VK Музыка

 

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии