Claire Martin
«Almost in Your Arms»
(Stunt Records, 2024)

«Она принадлежит к четырем или пяти лучшим джазовым вокалисткам планеты», — писал журнал Jazz Times в 2009 году. Другое американское издание, Jazz Journal, согласилось с этим в 2011 году: «…одна из лучших в мире современных джазовых вокалисток». Процитированные реплики были сделаны в связи с выходом очередных альбомов британской джазовой вокалистки Клэр Мартин. С тех пор прошло много лет, но и сегодня можно с уверенностью сказать, что Клэр остается самой выдающейся британской певицей традиционного (в широком смысле этого слова) джаза и ничуть не снижает творческой активности в своей карьере, начатой почти сорок лет назад.

Профессионалом Клэр стала в девятнадцать лет и уже через два года дебютировала на сцене самого престижного лондонского джазового клуба Ронни Скотта. С тех пор она сотрудничала с такими грандами, как Стефан Граппелли и Кенни Бэррон, пела с крупнейшими британскими оркестрами, выступала на знаменитых сценах на родине джаза, в течение семнадцати лет была еще и ведущей джазовой программы на «Би-би-си». Долгое время Мартин выпускала свои проекты на шотландском лейбле Lynn Records, а последние годы перешла под опеку датской фирмы Stunt Records. Восемь раз Клэр удостаивалась премии British Jazz Award как лучшая джазовая вокалистка, а высшей степенью общественного признания стало присвоение ей в 2011 году степени Офицера Превосходнейшего ордена Британской Империи.

2024 год ознаменовался выходом нового альбома Клэр Мартин под названием «Almost in Your Arms», четвертого на Stunt Records. Его Клэр записала со своим шведским трио (Мартин Шёстедт — фортепиано, клавишные, Никлас Фернквист — бас, Даниэль Фредрикссон — ударные) и целым рядом гостей, включая известного американского вибрафониста Джо Локка. В качестве продюсера и еще одного сайдмена выступил именитый (пять номинаций на «Грэмми») мультиинструменталист Джеймс Макмиллан.

Альбом «Almost in Your Arms» показывает, что годы ничуть не повлияли на характеристики отменного вокала певицы — высочайшую технику, тонкое интонирование, отточенную фразировку, глубокое погружение не только в музыкальную, но и в лирическую ткань каждой композиции. Очевидными становятся причины появления ее имени среди лучших джазовых вокалисток, хотя при этом надо понимать, что Клэр Мартин не поставишь рядом, скажем, с Эллой Фицджеральд или другими носителями афроамериканской традиции. Ее стихия — другая традиция, белая, идущая, к примеру, от Пегги Ли и других ярких звезд вокала в свинговых и более поздних оркестрах. В этом искрометном свинговом стиле она исполняет на этом альбоме такие композиции, как «I Feel a Song Coming On» или титульную «Almost in Your Arms». Но альбом являет и очень интересные примеры другого рода.

В сказке «Золушка» добрая фея превращала обычную тыкву в роскошную карету. Волшебством своего таланта Клэр Мартин превращает в полнокровный джаз вещи, которые достаточно от него далеки. Композицию «This One’s from the Heart», которую Том Уэйтс написал для одного из фильмов Фрэнсиса Форда Копполы и исполнял на концертах в дуэте с Кристал Гейл, Мартин поет вместе с американским гостем, певцом Чарли Вудом, и джазовая прописка этой версии сомнений не вызывает. Клэр изящно меняет и блюзовое настроение композиции Кэрол Кинг «Bitter with the Sweet». Очень убедительна и ее версия песни Берта Бакарака и Элвиса Костелло «This House Is Empty Now». Две композиции для альбома, «Train in the Desert» и «Do You Ever Wonder?», Клэр передал ее старый друг, современный американский композитор и певец Марк Уинклер.

Как видите, коктейль из старого и нового на альбоме «Almost in Your Arms» получился сложным по составу компонентов, весьма изысканным, но, самое главное, очень приятным на вкус. Попробуйте сами!


Слушать на ЗВУК

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии