Craig Taborn, Joëlle Léandre,
Mat Maneri
«hEARoes»
(RogueArt, 2023)

Пожалуй, фри-джаз, как и свободная импровизация, — это такие формы музыки, в которых высшее значение имеют личность музыканта и его темперамент. В других направлениях, даже импровизационных по определению, часто действуют определенные правила и ограничения. Например, в джазовом мейнстриме есть рамки стандартов и стилистики, которые нужно соблюдать. А вот фри-джаз и фри-импров никак не сдерживают «произвол» импровизатора — ограничивать его может только собственная воля, музыкальный вкус и действия партнеров по сцене. Вот почему так интересно слушать свободный импров, который записывают музыканты с именем и большим опытом. Как проявятся их эго во взаимодействии? Будет ли это танец на равных или борьба за доминирование?

Перед нами как раз пример такой записи. Люди подобрались именитые: американский пианист Крейг Тэборн, французская басистка Жоэль Леандр, американский же скрипач Мэт Манери. У всех — обширные дискографии, уходящие корнями глубоко в 80-е, и разносторонние послужные списки, в которых мелькают как импровизаторские, так и композиторские работы. Альбом озаглавлен под стать суперкоманде. В его названии — «hEARoes» — обыгрывается схожесть в английском языке слов «герои» (heroes), «слушать» (hear) и «ухо» (ear). Пьесы были записаны в 2022 году на фестивале во французском городе Иври-сюр-Сен.

И Тэборн, и Леандр раньше неоднократно пересекались с Мэтом Манери в студиях записи и на выступлениях, но втроем они собираются впервые. А ведь так сразу и не скажешь — слишком хорошо музыканты понимают друг друга. Свои идеи они развивают параллельно, не толкаясь локтями, а чувствуя эти самые локти товарищей по сцене. Важно, что они не деликатничают, а позволяют себе смело высказываться. Музыка на «hEARoes» богата нюансами, у нее широкий динамический диапазон, что, пожалуй, очень важно для погружения в слух. Инструменты раскрываются в записи со всех сторон, постоянно меняя интонации. Фортепиано Тэборна то обрушивается каскадами, ниспадающими как водопады, то звучит упругими акцентированными аккордами; контрабас Леандр иногда создает ритмичное биение, а иногда — шероховатую текстуру; скрипка Манери поет на множество голосов — то тишайше, гипнотически, то экзальтированно.

Лейбл RogueArt, выпустивший эту запись, причисляет ее к свободной импровизации. Фри-джаз и фри-импров — близкие, но и исторически, и семантически не тождественные формы музыки. У них разные корни, их осмысливают и практикуют, как правило, разные люди. Как эти направления отличить чисто музыкально? На мой взгляд, у фри-джазового материала более горячая «температура». В нем максимальная плотность событий, он эмоционален и экспрессивен, он сохраняет элементы традиционной музыки, то есть опирается на, пусть и перегруженную, горизонталь (мелодию) и вертикаль (гармонию). Фри-джаз, наконец, часто свингует. Свободная импровизация более сдержана, в ней меньше распознаваемых абстрактных элементов, сильнее фиксация на звуке, а не на мелодиях или паттернах, более ровный, академический ритм, в ней чаще проявляется полифония и одновременно встречается больше пауз.

Альбом «hEARoes» существует между двух этих полюсов. В нем есть моменты, которые очевидно тяготеют к фри-джазу — например, замечательный импровизационный блюз в треке «E» (пьесы получили свои названия по буквам в заголовке альбома; всего их семь). Но есть и более «прохладные», то есть фри-импровные, номера —  «o» с фортепианным вступлением или «h» с отстраненной и остраненной полифонией, напоминающая академическую пьесу. Последняя начинается с практически атонального, экспрессионистского пассажа Тэборна, который передает свою сосредоточенную в пучок энергию контрабасу. Игра Жоэль Леандр в этой пьесе напоминает сюжеты с ее же собственного сольного альбома «Double Bass» (2018). Пьеса «R», благодаря игре флажолетами и нестандартному звукоизвлечению (Тэборн в какой-то моменте переключается на открытые струны фортепиано), заставляет вспомнить о конкретной музыке в духе композитора Хельмута Лахенмана. А в некоторых моментах альбома можно проследить аналогии с додекафонической музыкой Арнольда Шёнберга. По крайней мере, музыканты точно так же вписывают диссонансы в контекст неторопливого многоголосного движения — «обезвреживают» их, чтобы они не воспринимались напряженно, а лишь работали на экспрессивность.

Вернемся к вопросу, заданному в начале: так каков результат взаимодействия этих именитых музыкантов и импровизаторов? Можно сказать, что у них получилась музыка-равновесие. Она свободна от рамок, но в ней есть форма и чувственная красота. «Герои вслушивания» (так можно вольно трактовать заголовок альбома) — это сами музыканты, которые играют демократично и поддерживают партнеров, но не только они. Слушатели — тоже в своем роде герои, потому что свободная импровизация может быть самой тривиальной музыкой на свете, если воспринимать ее вполуха. Множество событий, происходящих в ней, рискует сливаться в лишенное структуры и очертаний нечто. Если же слушать ее внимательно, вычленяя элементы и создавая определенный нарратив, то вы становитесь такими же участниками общего процесса, как и сами импровизаторы.


Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии