О британской, а скорее, даже лондонской джазовой сцене XXI века можно спорить долго. Одни ее превозносят за попытки демократизировать элитарный жанр и сделать из него «музыку для всех». Другие критикуют за упрощенный подход к технической стороне джаза и пренебрежение к канонам. Но и те, и другие, пожалуй, не станут отрицать, что лондонский новоджаз — это отдельное большое явление, а среди его представителей оказываются порой музыканты совершенно удивительные.
Вот, например, саксофонист Гвидо Спаннокки. Его имя вам, скорее всего, ничего не скажет, хотя карьеру он начал строить больше десяти лет назад. В те годы он, уроженец Австрии, закончил обучение в Париже и переехал в Лондон, чтобы влиться в узкое сообщество музыкантов, которое образовалось вокруг организации Total Refreshment Centre (TRC). О ней сегодня говорят как о «джазовом хабе», основополагающей институции для лондонской музыкальной сцены: это была и площадка для выступлений, и рекорд-лейбл, и резиденция, и место для поиска диджеев, фотографов, поэтов, осветителей, промоутеров. С TRC пересекали свои творческие пути Шабака Хатчингс, The Comet Is Coming, Алабастер Деплюм, Нубайя Гарсия, Юсеф Дэйс и многие другие музыканты. Гвидо Спаннокки тоже записывал несколько своих альбомов в студии TRC, так что он считает себя давней и прочной частью этой тусовки.
В дискографии Спаннокки уже пять лонгплеев и огромное количество коллабораций, которые вполне вписываются в представления о британском новоджазе. Среди них стоит особо отметить вышедшую весной мини-пластинку «Exoplanetary Frequencies» — эксперимент на стыке туманной эмбиент-электроники и постджаза, который можно смело рекомендовать среднестатистическому слушателю радиостанций NTS и Worldwide FM. Тем не менее новый релиз Гвидо совершенно не похож ни на его околоджазовые проекты, ни на большинство того, что издают раскрученные представители лондонской сцены.
«Live at Porgy & Bess Vienna» — вполне канонический джаз, современный вариант в меру авангардного хард-бопа, рассчитанный на взрослую и продвинутую публику. Запись была сделана год назад во время концерта на родине Гвидо, в Вене, а точнее, в главном ее джазовом клубе Porgy & Bess. В тот вечер на сцену вместе с Спаннокки вышли его друзья по шумному джазовому подполью Лондона. На басу была итальянка Рут Голлер (участница Vula Viel и Melt Yourself Down и сайдвумен Шабаки Хатчингса). За клавишами — Дэнни Кин, работавший с Мулату Астатке и Анушкой Шанкар. За партии ударных отвечал Пит Адам Хилл (Alfa Mist, The Barnacles).
Группа была на пике своей формы. Концерт выпал на середину европейского тура, музыканты еще не успели накопить усталость, но уже в достаточной степени сыгрались. Никто из них не знал, что концерт записывается, и это пошло на пользу конечному результату: музыканты не пытались играть «пристойно» — напротив, они шли на риски и позволяли себе фривольности в трактовке отобранных композиций. Программа сложилась из своеобразного «бест оф» Гвидо Спаннокки, самых удачных его вещей с разных альбомов, так что у слушателя есть возможность оценить его композиторские способности.
Концерт открывает композиция «Don Ron» с дебютного альбома Гвидо «Terms & Conditions», украшенная двумя соло — Кина на фортепиано и самого Спаннокки на альт-саксофоне. Без лишних прелюдий музыканты берут зрителя-слушателя в крепкие объятия, мгновенно гипнотизируя происходящей на сцене химией. Целых три номера — «Das ist die Frage», «Nighttime in Soho» и «Cafezinho» — взяты с последнего на данный момент студийного альбома Спаннокки «Perihelion» (2021). Слегка старомодная баллада «Das ist die Frage» с еле слышным шуршащим ритмом отдает место под софитами дуэту саксофона и клавиш. Если эта вещь показывает тихую, нюансированную сторону ансамбля, то «Cafezinho» — это уже настоящий психоделический триллер, который проделывает путь от жизнеутверждающей эстрадно-джазовой романтики до гудящего нойза с потрясающим басовым соло Рут Голлер.
Гвидо и его музыканты играют со стилями, то заходя на очевидные, но очень живописные мейнстрим-территории, то ударяясь (совсем слегка) во фри-джазовый хаос, но при этом ни на секунду не позволяют слушателю заскучать, хотя хронометраж почти всех треков оказывается больше десяти минут. На «Strutting in Six» группа убедительно вспоминает традиции семидесятнического фьюжна — партии Родес-пиано и барабанное соло под конец трека тут особенно хороши. Финальный номер «Nighttime in Soho» можно считать посвящением ночному джазовому Лондону и классическому бибопу. Здесь царит уже порядком загулявшее, захмелевшее и чуть карикатурное настроение — получился отличный добрый номер, ставящий точку в концерте. Альбом определенно стоит слушать именно целиком, от начала и до конца. Запись, несколько консервативная по своей сути, удивительным образом ухватила звучание момента, а это и есть одно из главных устремлений современного джаза.