Dave Douglas
«Gifts»
(Greenleaf, 2024)

У американского трубача и композитора Дэйва Дугласа уникальная анатомия. Помимо нескончаемых легких — попробуйте-ка дотянуть такие длинные фразы — у него огромное сердце. Сердце Дугласа переполнено любовью к людям и искусству. Больше ничем не объяснишь такое количество проектов-посвящений в его дискографии. Только за последние пять лет Дуглас выпускал записи, посвященные Диззи Гиллеспи, Мэри Лу Уильямс, Карле Блей. Среди неджазовых его вдохновителей за тот же срок — австралийский писатель-абориген Кевин Гилберт, фламандские живописцы братья Ван Эйк и ради разнообразия река Гудзон.

Да что там пять лет. Заглянем поглубже, в 2002 год. На альбоме «The Infinite» Дуглас исполняет кавер-версии песен Бьорк, Руфуса Уэйнрайта и Мэри Джей Блайдж. Да еще как исполняет — после частого гребня его аранжировок поп-шлягеры встают на одну планку с великими джазовыми стандартами. Дуглас, пожалуй, акын от джаза: он превращает в музыку всё, что видит, слышит и чем напитывается вокруг себя. Но акын этот с бунтарским характером и повадками экспериментатора. Вот и музыка получается соответствующая, непростая, но всегда захватывающая.

«Gifts» — еще одна иллюстрация к тому, как работают в связке безграничное сердце Дугласа и его исследовательский ум. Музыкант принес в студию свой материал, сочиненный под влиянием жизни и творчества великого саксофониста Чарлза Ллойда. Соединил его с четырьмя нетленками Билли Стрэйхорна (уровня «Take the “A” Train»). Взял в команду гитариста Рафика Бхатию и ударника Иэна Ченга, участников авангардной построковой (!) группы Son Lux. А на роль второго духовика, правда, только на половину альбома, позвал саксофониста Джеймса Брэндона Льюиса, неровно дышащего к блюзам и госпелам. Отдельно отметим, что обошлись без басиста — еще один непопулярный шаг, сразу настраивающий на экспериментальный лад.

Сочетание, что ни говори, опасное. Джаз и построк при перемножении слишком часто дают ноль — вместо музыки выходит бесформенное марево, которое любят обозначать хэштегом «кинематографические пейзажи». Но тут обошлось без размазни, причем именно что стараниями построкеров. Ченг играет активно и грувово, не теряя ритма. Бхатия работает за двоих. Он то создает атмосферный бэкграунд своими манипуляциями с электроникой и рыдающей гитарой («Gifts», «Kind of Teal», «Third Dream»), то собирается в жесткий комок риффов и заменяет собой бас («Take the “A” Train», «Rain Check», «Small Bar»). Сам Дуглас же свободно скользит со своими сложносочиненными соло по диагонали к прочим музыкантам. Особенно хороши номера, где его поддерживает саксофон и блюзовый задор Льюиса — например, заглавная пьеса и финальная «Goodbyes».

Надо признать, что у Дэйва Дугласа нередко случаются неудачи из разряда «перемудрил». Вот и «Gifts» легко мог развалиться на части: очень уж эклектична эта попытка свести непохожие миры, техники игры, акустику с электрикой и электроникой, классику с современностью. Но у Дугласа, как и у Чарлза Ллойда, которому посвящен этот альбом, есть одно важное качество. Он не боится отпускать внутренние тормоза. Это свойство позволяет ему быть дерзким и настоящим. Решаться на неочевидные проекты и работать с самыми разными музыкантами. Ведь искренне любить творчество других людей он, как мы уже знаем, тоже не боится.


Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Наталья Югринова

Главный редактор JAZZIST. Журналист, копирайтер. В детстве слушала мамины пластинки Сонни Роллинза и Бена Уэбстера — и они до сих пор не отпускают. Автор Telegram-канала Eastopia.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии