Ethan Iverson «Technically Acceptable» (Blue Note, 2024) | Джазист |

Ethan Iverson
«Technically Acceptable»
(Blue Note, 2024)

После того как Итан Айверсон, один из отцов-основателей широко известной в джазовых кругах группы The Bad Plus, «ушел из семьи» в 2017 году и подался на вольные хлеба, интенсивность его композиторской, исполнительской, и, кстати, журналистской деятельности (он пишет для The New Yorker, The Nation, National Public Radio и ведет свой блог), не только не упала, но, кажется, еще и возросла. И в каждом его новом проекте есть своя изюминка, нечто, заставляющее любителей джаза удивленно качать головой: «Ну Итан! Ну выдумщик!»

Так было с его первым альбомом для Blue Note в 2022 году «Every Note Is True» (мне выпала честь освещать его на этих страницах), где в титульной композиции он соорудил хор из сорока пяти виртуальных голосов, включая собственный. Припас он сюрпризы для слушателей и в новой своей работе «Technically Acceptable». Сразу надо сказать, что по структуре программу этого альбома можно разделить на четыре разные части и по составу участников, и по контенту.

Сначала Айверсон предлагает нам блок из семи своих композиций, исполненных новым вариантом его фортепианного трио. В этом формате он писал и «Every Note Is True», но если там его партнерами были такие гиганты, как басист Ларри Гренадьер и барабанщик Джек Деджонетт, то сейчас в глазах куда более молодых Томаса Моргана и Куша Абадея всё умеющим и всё знающим гигантом выглядит он сам. Пьесы здесь невелики по объему, но очень разнообразны. Тут и привет «третьему течению» Гюнтера Шуллера («Conundrum», «Who Are You, Really?»), и эффектный блюз («Victory Is Assured»), и откровенный хард-боп (титульная «Technically Acceptable»), и поклон джазу из Чикаго («The Chicago Style»), причем Итан явно имеет ввиду не 20-е годы прошлого века, а знаменитую кузницу авангарда ААСМ. Пестрая эклектика, которая отличала и «Every Note Is True»? У Айверсона есть свое объяснение: «Мне интересно попытаться обыграть эти почти архаичные формы в модернистском ключе. Когда я играю 12-тактовый блюз с Томасом и Кушем, это совсем не похоже на 1944 год. Похоже на 2023 год. Но в то же время это серьезный эксперимент. В этом я обращаюсь к опыту кого-то вроде Джеки Байярда, который мог играть самую современную творческую музыку с Эриком Долфи или играть под аккомпанемент блюзового певца и в обоих случаях чувствовать себя совершенно комфортно».

Потом нас ждет следующий блок, следующее трио уже с Саймоном Уилсоном и Винни Спераццой. Всего два трека, восьмой и десятый. Последний из них — это еще одна пьеса самого Айверсона, «The Feeling Is Mutual», а № 8 — это неожиданный (для меня во всяком случае) кавер — «Killing Me Softly with His Song», старый ритм-энд-блюзовый хит Роберты Флэк 70-х годов, который Итан интерпретирует с огромной нежностью, прямо-таки излучаемой фортепиано под его пальцами. Ну а между этими треками — еще один кавер, который я выделяю в отдельный блок из одной композиции: «’Round Midnight», знаменитый стандарт, известный в тысячах вариантов, вдоль и поперек исследованный теми, кто шел за Телониусом Монком, но такой версии, ручаюсь, еще никто и никогда не слышал. Айверсон сыграл «’Round Midnight» в дуэте с Робом Швиммером, в принципе тоже пианистом, но здесь играющем на… терменвоксе. Под звуки фортепиано терменвокс, диковинное изобретение Льва Термена, натурально поет! Хрустальный «‘Round Midnight» — это мог придумать только Айверсон!

Впрочем, удивителен и последний блок программы. Здесь Итан играет соло свою фортепианную сонату в трех частях. Первая, «Allegro Moderato», строго академична — красивая камерная музыка, во второй, «Andante», царит блюз, а заключительная, «Rondo», переливается всеми джазовыми красками — здесь Айверсон дает волю своему темпераменту. Как вы понимаете, о техничности исполнения тут вспоминать просто неприлично.

Вот такой любопытный альбом с несколько странным названием. Мне вообще показалось, что названия работ Айверсона на Blue Note выглядят как рекламные слоганы. Судите сами: «Каждая нота — точная», а теперь — «Технически приемлемо». Но у Айверсона и этому есть объяснение: «Если оценивать собственную работу, то, можно сказать, я еще в пути, и путь не окончен. Мой первый альбом назывался “School Work”; возможно, лет через десять я создам альбом “Flawless Masterpiece”. Ну а на данный момент я “Технически приемлем”». Ой, лукавит Итан! Уничижение паче гордости. Мне кажется, солидные масштабы таланта и его фантастическая креативность очевидны и самому Итану Айверсону. Ему сейчас 51 год — самый расцвет для джазового музыканта. Но в одном с ним можно безусловно согласиться: путь не окончен!


Слушать на Spotify

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии