Джазовые музыканты, будучи людьми эрудированными и идейно заряженными, часто черпают вдохновение для своих сочинений из неординарных источников. В одном лишь 2022 году выходили концептуальные альбомы, посвященные Великой миграции афроамериканцев («Americana 2» Джей Ди Аллена), картинам Сая Твомбли («For the Love of Fire and Water» Майры Мелфорд), даже шумерской мифологии («Secrets of Inanna» Конни Хан). В случае с трио Designers отправной точкой дебютного альбома стала любовь всех участников к архитектуре и геометрии — тут она проявляется и в звуке, и в подходе к созданию композиций, и почувствовать ее можно даже не пользуясь подсказками, указанными в liner notes.
Музыку в трио пишет бельгийский контрабасист Йоахим Флоран — до Designers он в основном был сессионным музыкантом, хотя и сольный альбом в его карьере имеется. За счет повторяющихся ритмических квадратов он задает строгий, минималистичный фундамент композиций. Задача ударника Уилла Гатри (он из Австралии) — «раскачать» эти структуры и наполнить их грувом, возводя теплые стены. Ну а фортепиано финна Аки Риссанена тут служит своеобразной «крышей», фиксируя и закрепляя всю постройку.
Именно Риссанен, прекрасный импровизатор, легкими нелогичными штрихами помогает композициям избавиться от чрезмерной точности, холодности и инженерного расчета. С его руки «Lebanon» наполняется острыми ближневосточными синкопами, «Moulindjek» — шопеновским романтизмом, «Engregenas» мутирует от звукового аскетизма Стива Райха в авангардную экспрессию. Он привносит в музыку эмоции и объем, а без них, кажется, эти пьесы так и остались бы плоскими чертежами, упражнением на симметричность.
Впрочем, если всё же заглянуть в liner notes к альбому, выяснится, что происходящее — борьба между порядком и хаосом, композиторской скованностью и импровизационной свободой — и есть задумка Йоахима Флорана. Именно он заложил эти противоречия в основу альбома — в его, если угодно, дизайн. Десять лет назад Флоран наткнулся на работы фотохудожника Филипа Дюжардена, который создает пейзажи с сюрреалистичными зданиями на них. Несмотря на абсурдность конструкций большинства из них, выглядят они так убедительно, что можно предположить, будто эти здания действительно построены и существуют в жизни.
Музыка Designers цепляет ровно тем же. Ансамбль вроде бы развивает концепцию классического фортепианного трио, совсем как Дюжарден — архитектурные идеи Эля Лисицкого и Рема Колхаса. Но за счет внутренних противоречий, разницы в темпераментах и стилях участников, результат получается неожиданным и по-хорошему удивляет.
Слушать на Spotify | YouTube Music | Bandcamp