The Brother Moves On «$​/​he Who Feeds You​.​.​. ​Owns You» (Native Rebel, 2022) | Джазист | Рецензии

The Brother Moves On
«$​/​he Who Feeds You​.​.​.
​Owns You»
(Native Rebel, 2022)

Всё-таки у южноафриканской группы The Brother Moves On какое-то ужасно точное название. Музыканты придумали его, исходя из двух соображений. Во-первых, в честь героя сериала «Прослушка» — интеллектуально подкованного черного киллера по имени Брат Музон. А во-вторых, из желания постоянно менять направление движения. В самом начале своей истории коллектив был перформативно-импровизационной труппой, и максимальная творческая свобода была для него важна. С тех пор многое поменялось. В сегодняшней своей версии The Brother Moves On куда более формализован. Это строго музыкальный коллектив с постоянным составом, а его песни — тоже строгой формы, с куплетами и припевами, — облечены в зафиксированные на студийных записях аранжировках. Но пластичность постоянного ускользания, закрепленная в названии группы, всё равно регулярно проявляется в музыке.

Определиться с тем, как назвать то, что играют «Братья» (а собрали группу реальные братья Мтембу — более того, раньше их было трое, но один несколько лет назад, скажем так, moved on, чему на новом альбоме посвящена отдельная песня), не так-то просто. Они существуют в каком-то собственном пространстве между роком, попом, фанком и джазом, пронизанном сильным влиянием традиционной африканской музыки — и им по-прежнему интересно практически в каждой песне с энтузиазмом пересматривать свои взаимоотношения с каждой составляющей своего саунда. Где-то они поддают рока, делая ритм-секцию порезче и гитарные риффы погромче. А потом уходят в блаженные воды чуть ли не смус-джазовых инструментальных пасторалей, монтируя встык две инструментальные вещи такого рода в самом центре альбома (для протокола отметим — в одной солирует на флейте Шабака Хатчингс). В одном из этих инструменталов спрятана умилительно рудиментарная партия саксофона, олицетворяющая собой как будто бы сразу весь easy listening 80-х. А буквально парой песен позже саксофон пускается в практически фри-джазовое соло. 

Столь же изменчивыми остаются и отношения группы со своими источниками вдохновения. Лидер группы Сиябонга Мтембу — не только вокалист и музыкант, но и поэт, перформер и активист, одинаково заинтересованный как в сохранении наследия южноафриканской культуры, так и в обеспечении ее будущего. Поэтому всё, что происходит на альбомах The Brother Moves On, отличается любопытной интертекстуальностью. Вместе с музыкой тебе будто бы вручают коробку с секретиками или конверт с толстым письмом, собранным в технике рукотворного коллажа: тут написано одним фломастером, тут другим, тут текст налезает на страницу поперек, тут вклеены чьи-то рисунки, цветные бумажки и вырезки из газет. Прошлогодний альбом «Tolika Mtoliki», к примеру, отдавал дань уважения старейшинам южноафриканского джаза, но находил массу способов подойти к насквозь знакомой концепции с неожиданной стороны: сольную фортепианную пьесу там превращали в гитарное соло, фолк — в фанк и так далее. Распутывать эти хитросплетения интерпретаций всегда было занятием довольно увлекательным. Новый альбом тоже дает достаточно поводов для таких изысканий. 

Так, заголовок альбома перефразирует знаменитую в Африке речь Тома Санкара, премьер-министра Верхней Вольты, ныне Буркина-Фасо (изначально его цитата звучит как «He who feeds you, controls you»). Песни тоже часто опираются на какие-то первоисточники и тоже обращаются с ними свободно. Скажем, «Itumeleng Revisited», как раз один из упомянутых мягких инструменталов в центре альбома, имеет в виду номер «Itumeleng» почти полувековой давности, записанный хорошей фанк-джазовой группой Batsumi. Но метод работы с оригиналом был, кажется, примерно таким: «А давайте сыграем по памяти!» Получился не столько кавер, сколько вольное продолжение, духовный ответ старшим товарищам, выдержанный в их же ключе. «Hamba the Reprise» вольно перерабатывает традиционную южноафриканскую песню — причем ту, которую Мтембу уже перерабатывал на втором альбоме проекта Shabaka and the Ancestors, где он тоже состоит.

Рядом с традиционными мотивами всплывают сегодняшние заголовки. В номере «Sphila» Мтембу играется с кличем «Власть народу», звучавшем на протестах в ЮАР в 2021 году. При смене буквально пары букв «Власть народу» превращается в «Земли им, а нам вранье» — горький комментарий о том, что действия протестующих так и не поменяли ничего важного. Музыкальные мотивы кочуют из одной песни в другую, коротенькое вступление чуть позже превращается в самостоятельную развернутую композицию. В общем, на альбоме всё время происходит какая-то занятная работа с содержанием, к которой The Brother Moves On подходят практически как современные художники — что-то комментируют, обыгрывают, меняют, трансформируют, работают с традицией и современностью, памятью и активизмом. В то же время и без всего этого второго и третьего дна музыка на альбоме ничего не теряет. «$​/​he Who Feeds You​.​.​. ​Owns You» — это горячая, страстная, разносторонняя работа, демонстрирующая, что с музыкальным материалом «Братья» умеют обращаться так же ловко, как и с идеями.



Слушать на Spotify | Bandcamp | YouTube Music

Об авторе

Сергей Мезенов

Журналист, музыкальный критик. Люблю музыку с первой кассеты Depeche Mode, записанной в 10 лет в студии звукозаписи в универмаге возле дома, пишу о ней всякое с 2004 года. Сейчас меня можно встретить в основном на Colta.ru, Makers of Siberia и в собственном паблике What Is That Sound.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии