Charlie Ballantine
«Falling Grace»
(self-released, 2022)

Несмотря на относительную молодость, тридцатитрехлетнего гитариста из Индианаполиса Чарли Баллантайна можно с полной уверенностью назвать музыкантом состоявшимся. Дело даже не столько в солидной дискографии (новый альбом «Falling Grace» стал для него уже восьмой студийной записью). Куда важнее, что Баллантайн достиг наивысшего мастерства и сумел им правильно распорядиться. Саунд Баллантайна моментально узнаваем вне зависимости от исполняемого материала; его невозможно спутать ни с чьим другим. Так звучит человек, выросший в семье блюзового гитариста, привыкший, как настоящий уроженец американского Среднего Запада, полагаться только на себя и свой труд и причудливым образом открывший свое сердце одновременно Уэсу Монтгомери, Биллу Фризеллу и группе The Band.

В то же время кажется, что у Баллантайна совершенно нет стремления к популярности. Он редко выезжает с гастролями за пределы родного штата Индиана, еще реже дает интервью, не спешит приглашать в состав хоть сколько-нибудь именитых музыкантов, а на его личной странице на Bandcamp ни к одному из альбомов не приложено пусть даже самое маленькое описание. Впрочем, всё вышеперечисленное совсем не означает отсутствия у Баллантайна амбиций, просто они у него другого рода. Баллантайна интересует только музыка как процесс и результат — и на этом поле преград он для себя не видит.

Он готов браться за любую задачу, будь то сочинение композиций по мотивам произведений Курта Воннегута или исполнение музыки Телониуса Монка, который мало кому из гитаристов оказывается по зубам. Стоит ли говорить, что до сих пор все установленные самому себе планки Баллантайн брал с блеском.

Новый альбом, названный в честь композиции великого басиста Стива Своллоу, исключением не стал. Без громких слов и внешних эффектов Баллантайн провернул довольно сложный трюк, соединив, казалось бы, взаимоисключающие вещи (с одной стороны «Falling Grace» Своллоу и «Contemplation» Маккоя Тайнера, с другой — «Thank You» Дайдо и «Fix You» Coldplay) в цельную сюжетную линию. Поскольку речь идет о Баллантайне, не стоит искать в этом никакого хитрого замысла, равно как и попытку дать пощечину общественному вкусу. Скорее перед нами спокойное, но оттого даже более убедительное объяснение, почему джазовым музыкантам исполнять поп-хиты совсем не стыдно. Оказывается, если взять кусочек мелодии и начать его разрабатывать, даже в игравшем из каждого утюга шлягере можно найти новый смысл.

Хотя не только этими открытиями хорош альбом Чарли Баллантайна. Он хорош в принципе — самодостаточностью, удивительным чувством меры, негромкой и очень правдивой красотой, которая не сбивает с ног и побуждает к неторопливому созерцанию. Смелость Баллантайна прежде всего в умении сдерживать себя ради достижения чего-то большего, по принципу «тише едешь — дальше будешь». Ведь мог бы он, в конце концов, исполняя заглавную композицию, вступить в заочную полемику с Джоном Скофилдом, включившим ее два года назад в свою пластинку «Swallow Tales». Мог, но не стал, а просто сделал по-своему. Сберег себя от ненужных сравнений, а новый альбом — от ненужных амбиций. За Чарли Баллантайном надо следить в оба уха. Он нас еще не раз успеет удивить.



Слушать на Spotify | Bandcamp

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии