Путь гитариста Георгия Яшагашвили к джаз-мануш — цыганскому джазу — был извилист. С этой музыкой он впервые столкнулся на излете советской эпохи, когда увидел по телевизору квартет Патрика Лёгидокока (Романе). По словам Георгия, гитары необычной формы и тонкие усики музыкантов поразили его тогда даже больше, чем сама музыка. В 90-е годы он учился в университете путей сообщения и выкраивал время, чтобы играть кантри и рок-н-ролл в андеграундных московских группах, параллельно осваивая премудрости джаза в легендарной студии «Москворечье». Через два года после ее окончания, в 1998-м, Георгий начал играть джаз-мануш, а спустя несколько лет он собрал вместе с гитаристом Дмитрием Купцовым группу Djangoband, которую очень тепло принимали на крупных фестивалях цыганского джаза, в том числе на родине этого стиля — во Франции.
Сегодня Георгий Яшагашвили — признанный мастер джаз-мануш, а главное его детище — собственный коллектив Django Friends.
«Djangoband, Django Friends… Что еще за Django?» — возможно, спросит тот, кто мало знаком с историей джаза и гитарной музыки первой половины XX века. Ответим: Джанго Рейнхардт (1910–1953) — французский цыган, гениальный гитарист и родоначальник джаз-мануш. Самобытная музыка Рейнхардта, его манера игры, фразировка и врожденная легкость в импровизациях до сих пор заставляют тысячи гитаристов подражать ему.
Но Георгий Яшагашвили не подражатель. Для него джаз-мануш — это не музейный объект, нуждающийся в хранении под стеклом при строго определенной температуре, а живой организм, которому есть куда расти. И дебютный альбом Django Friends «Simple Stories» — лучшее тому подтверждение.
Формальные признаки джаз-мануш на месте: ритм-гитара (Лу Головина) то залихватски, то вразвалочку свингует, страстная соло-гитара (Яшагашвили) раздувает огонь, скрипка (Илья Делизонас) порхает над происходящим, а контрабас (Екатерина Перелыгина) держит темп и не дает остальным разлететься в порыве вдохновения. Музыку написал сам Георгий Яшагашвили, и он так глубоко погружен в стилистику, что композиции кажутся «эвергринами» родом из 30-х и 40-х годов. Но безупречность формы здесь не самоцель. Георгию удалось найти идеальный баланс между стилистическими правилами игры и чувствами, которые стоят за каждой из пьес. А весь альбом буквально пронизан любовью.
Композиции «Swing 35» и «Anniversary Charleston» (в авторском переводе это очаровательно старомодное «Чарльстон юбилейный») Яшагашвили посвятил своей жене, контрабасистке группы Екатерине Перелыгиной. «Boogie for Kate» тоже для нее, но пьеса, которая изначально задумывалась как этюд для отработки басовой партии, стала полноценным номером в репертуаре Django Friends. «The Return» отражает щемящую грусть, которую Георгий ощутил, когда вернулся в загородный дом, пустовавший после смерти отца. «Swing Slide» — посвящение другу, гитаристу Эрнану Сенра по прозвищу Chino Swingslide. «Barn Dance» — задорное воспоминание об увлечении кантри в юности, а «Cold Spring», открывающая альбом, — вера в то, что вокруг обязательно станет теплее.
«Простые истории» Георгия Яшагашвили и Django Friends подкупают искренностью. И несмотря на скромный хронометраж, отпечаток этого альбома остается на душе очень долго.
Слушать на Яндекс.Музыка | VK Музыка | MTC Music | YouTube | YouTube Music | Spotify