На пианиста по имени Виджай Айер я «положил глаз» еще много лет назад, опубликовав в 2004 году на страницах «Jazz-Квадрата» большой материал об этом музыканте. Что привлекло внимание к Виджаю Айеру, помимо очевидных успехов на ниве джаза? Во-первых, наряду с саксофонистом Рудрешем Махантхаппой, его приятелем и частым партнером, Айера можно считать отцом индийско-американской диаспоры в джазе. Сегодня музыкантов индийского происхождения в американском джазе очень много, но в середине 90-х годов Виджай и Рудреш были, пожалуй, первыми, кто получил широкую известность. При этом Виджай, выходец из тамильской семьи, родился уже в Штатах, но этнические корни играли в его творчестве существенную роль. Во-вторых, попробуй найди сегодня элитного джазового пианиста-самоучку без специального образования.
А Виджай Айер как джазовый пианист — это именно самоучка, образцом для которого служили, по его словам, в первую очередь пианисты-композиторы: Эллингтон, Монк, а из более поздних — Рэнди Уэстон, Джери Аллен и Мухал Ричард Абрамс. Интересно, что с трех лет Айера обучали игре на скрипке, традиционном инструменте в южноиндийской традиции, но страсть к фортепиано оказалась сильнее. Как и к джазу: начинал-то он как талантливый физик, получивший степень в Йельском университете, а затем отправившийся продолжать учебу в Калифорнию, где его и настигла одержимость джазом. В итоге в Бёркли он получил степень доктора философии с головоломной темой исследования «Микроструктуры чувства, макроструктуры звука: олицетворение познания в западноафриканской и афроамериканской музыке».
Но это было уже не столь важно. Виджай Айер начал активную и успешную работу в качестве джазового пианиста и композитора. Он пробовал многое: этнические мотивы Южной Индии, новейшие тенденции хип-хопа, тонкости мейнстрима и озарения авангарда, примерял к собственному творчеству идеи M-Base Стива Коулмана и гастролировал с афроамериканским радикалом Амири Баракой. И непрерывно совершенствовался, играя в самых разных форматах со многими выдающимися музыкантами. Даг Коллетт из All About Jazz уверенно причисляет Айера вместе с Фредом Хёршем и Брэдом Мелдау к «пантеону современных джазовых пианистов-композиторов». С этим мнением можно и не соглашаться, но оно имеет место быть.
В последние годы Айер удостоился чести попасть в такой престижный клуб, как ECM: восемь его последних альбомов издал именно глава лейбла Манфред Айхер, и этот факт также говорит сам за себя. Очень успешным был альбом нового трио Виджая Айера «Uneasy» (2021). Здесь к Виджаю присоединились музыканты высочайшего класса — ударник Тайшон Сори и басистка Линда Мэй Хан О. И если с Тайшоном Виджая связывают годы совместной работы в различных проектах (не могу удержаться от улыбки, глядя на их общие фотографии, где субтильный Айер соседствует с огромным Сори), то с Линдой ранее ему работать не доводилось.
И вот в 2024 году трио представило на суд публики и критики свой второй альбом под названием «Compassion». Восторженные отзывы об этой работе не заставили себя ждать. В программе из двенадцати треков Айер предложил вниманию слушателей мощный блок авторских композиций, включая такие яркие и сложные по структуре пьесы, как «Compassion», «Prelude: Orison» или «Ghostrumental», двойной трибьют Стиви Уандеру и Чику Кориа «Overjoyed» (эту пьесу, написанную Уандером, Кориа исполнял на своих последних записях), короткую зарисовку в честь Роско Митчелла «Nonaah» и финальную пьесу «Free Spirits / Drummer‘s Song», объединившую темы Джона Стабблфилда и Джери Аллен.
Мастерство и взаимопонимание партнеров в сочетании с глубиной музыки Айера делают «Compassion» достойным конкурентом предыдущей работы. Может быть, новый альбом даже превосходит своего предшественника. Во всяком случае Джон Льюис из The Guardian считает, что с каждым новым альбомом Виджай Айер переосмысливает работу фортепианного трио и «Compassion» здесь не исключение. Что можно посоветовать потенциальным слушателям новой работы трио Виджая Айера? Быть на уровне представленной музыки и попытаться сформировать свое отношение к феномену Виджая Айера и его трио.