Sélébéyone
«Xaybu: The Unseen»
(Pi, 2022)

В 2016 году альт-сакфосонист и композитор Стив Леман выпустил альбом «Sélébéyone» — смесь мат-джаза, сенегальского рэпа, лайв-электроники и андеграундного хип-хопа. Пластинка показала, что такое сочетание вполне может работать, поэтому музыканты решили продолжить начатое, и в 2022-м вышел первый альбом одноименной группы, который получил название «Xaybu: The Unseen».

Леман собрал в этом коллективе двух рэперов — сенегальца Гастона Бандимика, использующего волóф (один из официальных языков Сенегала), и нью-йоркца HPrizm, отвечающего за английский. Вторым лидером стал сопрано-саксофонист Мацек Лассерр из Франции: они с Леманом поделили композиторские и продюсерские обязанности на обеих пластинках. Поначалу квартету помогали клавишник Карлос Хомс (вспомним квинтет Питера Эванса), ударник Дэмион Рид (трио Роберта Гласпера) и контрабасист Дрю Гресс (его послужной список очень широк), но к моменту начала работы над вторым альбомом Хомс и Гресс ушли из группы. Сводил обе записи давний друг Лемана Эндрю Райт — хип-хоп-звукоинженер, знакомый по работе с Кендриком Ламаром или Jay-Z.

Вспоминая коллаборации джазменов и рэперов, представляешь чтеца поверх несложной ритмической сетки, сыгранной вживую и разбавленной сольными партиями. Такое упрощение, конечно, неспроста: текст требует стабильного ритма, а экспериментировать со сложными размерами и свободными формами непросто даже джазовым музыкантам, чего уж говорить про рэперов. Что вспомнить из удачных примеров? Например, пару альбомов Стива Коулмана: диск 1995 года «The Way of the Cipher» (с группой Metrics) и релиз 2021-го «Live at the Village Vanguard Volume II (Mdw Ntr)» (с Five Elements). Оба альбома объединяет рэпер Кокайи, а музыка Коулмана всегда была сконцентрирована на гибких, широких ритмических паттернах, позволяющих и сохранить пульсацию, и показать работу чтеца. Еще одним примером, уже из более экспериментальной и шумовой музыки, будет лос-анджелесское трио Clipping, где два электронщика погружают рэпера в более или менее стабильные ритмы, но иногда уводят музыку в абстрактные нойзовые формы.

Sélébéyone — отличный пример того, как можно сохранить экспериментаторский дух, не забывая про виртуозность и любовь современных нью-йоркских джазменов к математике, но и не упуская при этом смысловую нагрузку и открытость для новых слушателей. В контексте непростых ритмов и гармоний оба рэпера максимально органичны и способны привлечь аудиторию, которая вряд ли добралась бы до джазового авангарда. Бандимик и HPrizm не забывают про саунд и умудряются вписаться в общее звучание без лишнего акцентирования текстовой составляющей. (Впрочем, тексты тоже важны, и на сайте лейбла есть переводы с волофа.) Ключевая роль отведена барабанам, что вполне ожидаемо для хип-хопа. Дэмион Рид комбинирует игру на ударной установке и электронных пэдах, разбирая и собирая ритмические конструкции. Удивляет легкость, с которой он держит в уме непростые партии. За джазовую часть отвечают Леман и Лассерр. Первый известен как математически точный солист. Лассерр играет мягче. Иногда он кажется незаметным, но именно Мацек отвечает здесь за мелодические линии. 

На альбоме 2016 года было немало студийных приемчиков, наложений и сэмплов. На пластинке «Xaybu: The Unseen» группа пошла другим путем, уделяя больше внимания живой игре и только потом прокачивая материал в студии. И хотя из-за этого запись слушается легче, она всё же дает больше пищи для ума: звуковых слоев меньше не стало, а вот абстракции подстерегают на каждом шагу. Вслушиваясь в наслоения акустического и электронного звука, начинаешь подмечать сильные стороны каждого участника и то, как музыканты взаимодействуют друг с другом. А в конце понимаешь, что коллектив состоялся как полноценная группа, а не разовый проект.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

1 комментарий

  • Леман – один из тех исполнителей, кто двигает джаз вперёд. Очень крутой музыкант! Этот альбом не слышал, но более ранние на Pi Records очень нравятся своей виртуозностью и вниманием к деталям.
    А в плане сочитания джаза и хип-хопа также очень круто вкатил альбом Moor Mother с Irreversible Entanglements. Конечно, это не столько хип-хоп, сколько споукен-ворд. Электронных битов там нет, зато есть именно джаз, причём такой фри олдскульный, который прямо за душу берет

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии